Положение об оплате труда медицинских работников диспансеризация. Больные души

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 10

2012 г. является завершающим для ФФОМС в части предоставления межбюджетных трансфертов федерального бюджета ТФОМС в рамках реализации национального проекта "Здоровье" на проведение диспансеризации детей-сирот, а также дополнительной диспансеризации работающих граждан. В этой связи необходимо своевременное освоение регионами федеральных средств, в том числе на выплату денежных средств врачам, участвующим в проведении диспансеризации. Какими нормативно-правовыми документами следует руководствоваться учреждению здравоохранения при осуществлении данных выплат? Как отразить в учете операции по начислению сумм дополнительных выплат, предназначенных для оплаты труда медиков, участвующих в проведении диспансеризации? Включаются ли данные выплаты в расчет отпускных? Об этом и многом другом мы расскажем в настоящей статье.

Разделом III Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 856, определено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета проводятся дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи, в частности:

  • диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • дополнительная диспансеризация работающих граждан;
  • иммунизация граждан;
  • ранняя диагностика отдельных заболеваний.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета направляются в виде межбюджетных трансфертов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Правила предоставления средств на проведение дополнительной диспансеризации

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.02.2011 N 93) утверждены Правила предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Правила N 1228).

Пунктами 2 - 3 Правил N 1228 определено, что дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе ОМС.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с п. 4 Правил N 1228 предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Субсидии предоставляются ежемесячно исходя из численности работающих граждан в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина.

Согласно п. 7 Правил N 1228 перечисление ФФОМС субсидий производится ежемесячно (до 25-го числа текущего месяца) на основании заявок ТФОМС.

ТФОМС перечисляет средства, поступившие в виде субсидий, медицинским организациям при условии, что они (п. 8 Правил N 1228):

  • используют перечисленные территориальным фондом средства на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
  • ведут реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, в порядке, установленном Приказом ФФОМС от 14.01.2011 N 9;
  • ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в ТФОМС реестры счетов в порядке и по форме, которые утверждены вышеназванным Приказом ФФОМС.

В соответствии с п. 9 Правил N 1228 территориальные фонды проводят медико-экономическую экспертизу представленных медицинскими организациями счетов в порядке, устанавливаемом ФФОМС, и производят их оплату ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Порядок проведения дополнительной диспансеризации

Порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2012 г., а также норматив затрат на ее проведение утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 N 55н (далее - Порядок N 55н). В соответствии с п. 2 этого Приказа данный норматив составляет 1418 руб.

В проведении дополнительной диспансеризации участвуют врачи-специалисты: терапевт, акушер-гинеколог, хирург, невролог, офтальмолог. Проводятся лабораторные и функциональные исследования.

На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре медицинской организации подбирается (или заполняется) учетная форма 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного", утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг". Эта карта передается в кабинет (отделение) медицинской профилактики, который занимается организацией проведения дополнительной диспансеризации и в котором медицинские работники заводят на гражданина, подлежащего дополнительной диспансеризации, учетную форму 025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденную Приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2009 N 67н. После этого гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

Обратите внимание! Случай дополнительной диспансеризации считается законченным после прохождения гражданином объема функциональных, лабораторных исследований и врачебных осмотров, на основании которых ему устанавливается группа состояния здоровья, даются рекомендации по профилактике и (при необходимости) дальнейшему наблюдению (п. 8 Порядка N 55н).

Расходование средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации

В соответствии с п. 3 Приказа N 55н средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими:

  • на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики);
  • на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
  • на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, и приобретение расходных материалов в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими дополнительную диспансеризацию работающих граждан, с медицинскими организациями, имеющими лицензии на выполнение (оказание) недостающих видов работ (услуг).

Процентное соотношение распределения денежных средств между направлениями их использования (оплата труда и расходные материалы) Правилами N 1228 не установлено. Данный вопрос может решаться на местном уровне. В качестве примера приведем Положение о расходовании средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденное Постановлением главы городского округа Химки МО от 01.07.2009 N 808 (в ред. от 29.12.2011). В соответствии с данным документом средства, поступившие в учреждение здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации, распределяются в процентном соотношении:

  • в размере до 80% от полученной суммы - на оплату труда медицинских работников;
  • в размере не менее 20% от полученной суммы - на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Доплаты выплачиваются всему медицинскому персоналу, участвующему в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

Для распределения средств на оплату труда, полученных на проведение дополнительной диспансеризации, в учреждении здравоохранения создается комиссия (назначается главным врачом ЛПУ). В бухгалтерию ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, представляются:

  • смета на использование средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, подписанная главным врачом ЛПУ;
  • протокол распределения средств на оплату труда, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
  • приказ главного врача ЛПУ о начислении выплат медицинским работникам за счет средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В то же время в Письме Минздравсоцразвития России от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации" указано, что распределение средств, предусмотренных на оплату труда медицинских работников, осуществляется руководителем учреждения здравоохранения на основании принятого локального нормативного акта, согласованного с учредителем, в соответствии с положением об оплате труда учреждения, утвержденным в порядке, установленном ТК РФ.

При этом чиновники ведомства отметили, что заведующим отделениями, главным и старшим медицинским сестрам за выполнение дополнительных обязанностей, в том числе по организации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан (без непосредственного оказания медицинских услуг по проведению дополнительной диспансеризации), руководитель учреждения здравоохранения может устанавливать надбавки за напряженность в труде, в связи с увеличением объемов работы из средств, формирующих фонд оплаты труда учреждения. При этом Минздравсоцразвития имеет в виду, что средства будут выделены из других источников (например, за счет средств, полученных от оказания платных услуг). Данная формулировка была трактована большинством руководителей медицинских учреждений не совсем верно, и за счет средств ОМС, полученных на проведение дополнительной диспансеризации, производилась оплата труда руководителей учреждений и других работников, не участвующих в проведении диспансеризации.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ПО от 15.05.2012 N А72-5183/2011. ТФОМС признал выплаты специалистам, не участвующим в проведении дополнительной диспансеризации, нецелевым использованием бюджетных средств.

Арбитры при рассмотрении спора между учреждением и фондом встали на сторону учреждения, указав следующее. Поскольку медицинские услуги, связанные с проведением диспансеризации, фактически были оказаны населению в объеме, предусмотренном государственным заданием (что не оспаривалось фондом), выделенные денежные средства были израсходованы на оплату труда лиц, принимавших участие в проведении диспансеризации (что установлено судами первой и апелляционной инстанций). Таким образом, у фонда отсутствовали основания для квалификации произведенных поликлиникой во исполнение государственного задания затрат как нецелевого расходования бюджетных средств.

Оценка добросовестности действий руководства поликлиники при распределении полученных бюджетных средств на выдачу заработной платы персоналу поликлиники, в том числе на предмет соответствия такого распределения нормам трудового законодательства, не относится к компетенции арбитражного суда.

По нашему мнению, несмотря на то что ФАС ПО встал на сторону учреждения, выплаты медработникам, не участвующим в проведении дополнительной диспансеризации, являются нарушением положений Порядка N 55н и могут привести к штрафным санкциям.

К сведению. За использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не по целевому назначению она уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств. Дополнительно к перечисленной сумме штрафа уплачиваются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация обязана возвратить в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования (п. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Порядком N 55н установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2012 г. Он составляет 1418 руб. Расходы на проведение дополнительной диспансеризации возмещаются исходя из этого норматива, поэтому доплаты медработникам, принимающим участие в проведении диспансеризации, рассчитываются исходя из количества граждан, которым была оказана такая медицинская услуга. Помимо процентного соотношения распределения субсидии на оплату труда и приобретение расходного материала, учреждение для расчета доплаты устанавливает процентное соотношение объема работы, выполненной медицинским работником при оказании услуг по диспансеризации. Это необходимо, поскольку в рамках проведения диспансеризации гражданина осматривает ряд специалистов, а норматив затрат в размере 1418 руб. утвержден на одного человека. При распределении полученных средств ОМС следует учитывать, что в тариф на проведение дополнительной диспансеризации включены не только расходы, отражаемые по подстатье 211 "Заработная плата" и статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", но и расходы, которые относятся на подстатью 213 "Начисления на заработную плату" КОСГУ.

Обратите внимание! Медицинские организации ведут раздельный учет средств, поступивших и израсходованных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, и представляют в территориальные фонды отчетность в порядке и по формам, которые устанавливаются ФФОМС (п. 13 Правил N 1228).

Порядок отражения выплат по дополнительной диспансеризации

В бухгалтерском учете согласно Инструкциям N N 174н <1>, 183н <2> операции по получению средств в счет оплаты дополнительной диспансеризации будут отражаться следующим образом.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Содержание операции Бюджетные медицинские
учреждения
Автономные медицинские
учреждения
Дебет Кредит Дебет Кредит
Начисление доходов
медицинскими
учреждениями,
осуществляющими
медицинскую
деятельность
по программе ОМС
7 205 81 560 7 401 10 180 7 205 80 000 7 401 10 180
Поступление средств
на проведение
дополнительной
диспансеризации
от ТФОМС в рублях
на лицевой счет
медицинского
учреждения на
основании выписки
из лицевого счета
7 201 11 510 7 205 81 660 7 201 11 000 7 205 80 000
Начисление заработной
платы медицинским
работникам,
участвующим
в проведении
дополнительной
диспансеризации,
на основании
расчетно-платежной
ведомости
7 401 20 211 7 302 11 730 7 401 20 211 7 302 11 000
Удержание
из заработной платы
НДФЛ на основании
расчетно-платежной
ведомости
7 302 11 830 7 303 01 730 7 302 11 000 7 303 01 000
Начисление страховых
взносов
во внебюджетные фонды
на основании журнала
операций по оплате
труда
7 401 20 213 7 303 00 730 7 401 20 213 7 303 00 000
Списание на расходы
текущего финансового
года расходных
материалов,
необходимых
для проведения
дополнительной
диспансеризации,
на основании
Ведомости выдачи
материальных
ценностей на нужды
учреждения
(ф. 0504210)
7 401 202 72 7 105 31 440 7 401 20 272 7 105 31 000
Списание стоимости
недостающих видов
работ (услуг),
выполненных
(оказанных)
медицинскими
организациями,
имеющими лицензии
на выполнение
(оказание) таких
видов работ (услуг),
в соответствии
с заключенными
договорами,
на основании актов
выполненных работ
(оказанных услуг)
7 401 20 226 7 302 26 730 7 401 20 226 7 302 26 000

Пример. Бюджетное учреждение в сентябре 2012 г. получило 466 522 руб. в счет оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках проведения дополнительной диспансеризации. В учетной политике указано, что 40% полученных субсидий на дополнительную диспансеризацию направляется на приобретение расходного материала, необходимого для диспансеризации, 60% - на выплаты работникам, которые принимают участие в проведении дополнительной диспансеризации и с которыми заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам. Причем 75% предусмотрено на доплаты врачам, участвующим в проведении диспансеризации, а 25% - на доплаты медсестрам. Кроме того, положением по оплате труда установлено, что субсидии, направляемые на выдачу заработной платы сотрудникам, распределяются между ними исходя из количества лиц, которым были оказаны услуги по дополнительной диспансеризации. Данные услуги в сентябре 2012 г. были предоставлены 329 гражданам. Всего в диспансеризации приняли участие 20 врачей и 15 медсестер, они обслужили равное количество больных.

Рассчитаем размер доплаты врачу-терапевту Иванову А.П., который обследовал 29 человек в рамках дополнительной диспансеризации.

Сумма субсидии, направляемой на оплату труда медицинских работников, равна 279 913,2 руб. (466 522 руб. x 60%).

Размер субсидии, которая будет использована на уплату страховых взносов, - 84 533,79 руб. (279 913,2 руб. x 30,2%).

Общий размер субсидии на выплату доплат врачам с учетом норматива, установленного положением по оплате труда, составит 209 934,9 руб. (279 913,2 руб. x 75%). Сумма средств, идущая за обследование одним врачом одного гражданина, равна 31,95 руб. (209 934,9 руб. / 329 чел. / 20 врачей).

Иванову А.П. причитается доплата в размере 926,55 руб. (31,95 руб. x 29 чел.).

В бухгалтерском учете начисление и выплата Иванову А.П. доплаты будут отражены следующим образом:

Доплата за проведение диспансеризации и средний заработок

В ходе проверок, проводимых органами Росфиннадзора и контролирующими органами субъектов РФ, нередко возникают споры по поводу включения в расчет среднего заработка для оплаты отпусков больничных надбавок, выплачиваемых за счет субсидий, выделенных из бюджета ФФОМС медицинским работникам, участвующим в проведении дополнительной диспансеризации. По мнению ревизоров, данные действия медицинских учреждений неправомерны и являются нецелевым использованием целевых средств.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 02.06.2011 N А75-7231/2010, в котором на рассмотрение арбитражного суда был вынесен данный вопрос. Арбитры указали, что финансовое обеспечение государственного задания осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных ст. ст. 114, 139, 167, 183 и 187 ТК РФ. Нормы данных статей определяют, что работники имеют право на оплату отпусков, получение пособий по временной нетрудоспособности, а также на сохранение среднего заработка на период нахождения в служебной командировке в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, оплата за счет субсидий дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска, в период нахождения его в командировке, основных, ученических отпусках, отпуске по уходу за ребенком, а также в период нетрудоспособности работника в связи с болезнью, не является нецелевым использованием бюджетных средств.

В унисон с данным Постановлением Минздравсоцразвития выпустило Письмо от 01.08.2012 N 12-3/10/2-1045, в котором по вопросу участия доплаты за проведение диспансеризации, выплачиваемой медицинским работникам, в расчете среднего заработка в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, отметило следующее.

Вопросы финансового обеспечения проведения мероприятий по дополнительной диспансеризации урегулированы Правилами N 1228. Согласно указанным Правилам денежные средства, выделяемые ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, расходуются медицинскими организациями среди прочего на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении (привлекаемых к проведению) диспансеризации.

Статьей 129 ТК РФ закреплено определение заработной платы, под которой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы. При этом понятие "заработная плата" имеет три составляющие: оклад (должностной оклад), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно нормам ст. 139 ТК РФ и п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, в расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в частности, относятся надбавки медицинским работникам за проведение дополнительной диспансеризации.

Таким образом, выплаты медицинским работникам, обусловленные их участием в реализации мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, учитываются при расчете размера средней заработной платы таких работников.

Редактор журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Ежегодно Минздравсоцразвития выделяет бюджетные средства на финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Что понимается под диспансеризацией? Обязаны ли работники проходить ее? Может ли работодатель применить меры дисциплинарной ответственности к работникам, отказывающимся проходить диспансеризацию?

Что понимается под диспансеризацией?

Определения диспансеризации нет в трудовом законодательстве. Если обратиться к словарям, то под ней понимается система медицинских мероприятий, осуществляемая лечебными учреждениями в целях своевременной диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Однако на практике работники довольно редко проходят такую медицинскую процедуру - в частности, потому, что работодатели не знают, по каким правилам она осуществляется.

Конечно, диспансеризацию можно было бы отнести к разновидностям медицинских осмотров, которые в силу ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить для занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работах, связанных с движением транспорта.

Однако диспансеризация работников - это не периодический медосмотр в смысле, в котором данное понятие употребляется в Трудовом кодексе, так как порядок ее проведения определяется Минздравсоцразвития. Да и цели у них разные: осмотр проводят в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых (сахарный диабет , туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения РФ.

На вопрос, кто именно подлежит диспансеризации, дают ответ только правила предоставления из бюджета федерального фонда ОМС субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228. Пунктом 2 названных правил установлено, что дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Порядок проведения дополнительной диспансеризации

Дополнительная диспансеризация проводится медицинскими учреждениями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, и предполагает:

1. Осмотр работника врачами-специалистами:

Терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом));

Акушером-гинекологом;

Хирургом;

Неврологом;

Офтальмологом.

2. Лабораторные и функциональные исследования:

Клинические анализы крови и мочи;

Биохимический анализ крови;

Кровь на онкомаркеры (для работников старше 45 лет);

Электрокардиография;

Флюорография;

Маммография (для женщин после 40 лет).

Дополнительной диспансеризации в силу п. 5 Порядка подлежат работающие граждане, а также занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров, и прошедшие диспансеризацию в 2007 году, если их не взяли под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.

На работника, явившегося в медучреждение для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре заполняется амбулаторная карта и передается в кабинет медицинской профилактики или в иное подразделение, на которое возложены функции по проведению диспансеризации. Там заполняют так называемый паспорт здоровья работника и отправляют его к врачам-специалистам.

После обследования работника врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований определяет (с целью планирования дальнейших мероприятий) группу состояния здоровья. Их пять.

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни - по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения.

К сведению. Если работник зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте РФ, а трудовую деятельность осуществляет в другом, он может пройти дополнительную диспансеризацию или по месту работы, или по месту жительства (п. 5 Порядка).

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний.

III группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление).

IV группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации. Эти работники направляются на плановую госпитализацию.

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В этом случае медицинская документация работника направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для принятия решения о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Работникам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни (п. 8 Порядка). Отнесенным к III-V группам состояния здоровья в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.

Как направить работников на диспансеризацию?

Первым делом органы исполнительной власти определяют медицинские организации, которые будут осуществлять мероприятия по диспансеризации, и компании, работники которых подлежат диспансеризации. В качестве примера можно привести приказ департамента здравоохранения г. Н. Новгорода от 14.04.2011 N 229 "О проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2011 году", Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 18.04.2011 N 154-р "Об организации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в Санкт-Петербурге в 2011 году".

При помощи работодателя составляется список сотрудников с указанием даты рождения, профессии, должности и направляется в медучреждения, проводящие дополнительную диспансеризацию. Медучреждение, в свою очередь, составляет план-график и определяет время проведения диспансеризации, согласовывает с исполнительным органом власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (например, министерством здравоохранения). Эти графики доводятся до сведения работодателя, работники которого подлежат диспансеризации.

Частые вопросы

Обязательно ли проходить диспансеризацию? Трудовым законодательством предусмотрено обязательное прохождение только медицинских осмотров, и то для отдельных категорий работников. Поскольку ТК РФ не содержит норм, регламентирующих процедуру диспансеризации и обязательность ее прохождения, работник вправе отказаться от нее. Однако такая обязанность может быть зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, и тогда работник должен явиться на дополнительную диспансеризацию.

Может ли работник пройти диспансеризацию в ином медицинском учреждении, нежели рекомендовано работодателем? Как мы отмечали выше, диспансеризация оплачивается государством. Медицинские учреждения, в которых будет осуществляться данное мероприятие, определяются исполнительным органом власти субъекта РФ, который и уведомляет работодателя, в каких именно учреждениях возможно прохождение диспансеризации. Поэтому пройти ее в ином медучреждении вряд ли получится.

Является ли отказ от диспансеризации нарушением трудовой дисциплины? Возможно ли применение к работнику дисциплинарного наказания за такой отказ? Если дополнительная диспансеризация не предусмотрена локальным нормативным актом или коллективным договором, применение мер дисциплинарной ответственности за отказ от прохождения данной процедуры неправомерно.

Обязан ли работодатель направлять работников на диспансеризацию? Предусмотрена ли ответственность, если он этого не сделает? Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не предусмотрена обязанность работодателя направлять своих работников на прохождение дополнительной диспансеризации. В трудовом законодательстве отсутствуют и нормы, устанавливающие ответственность за уклонение от этого. Значит, работодатель не обязан направлять работников на диспансеризацию.

Нередко в СМИ мы видим новости о том, что в очередной раз начинается кампания по диспансеризации работающих граждан. И действительно, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Основы охраны здоровья граждан) профилактика в сфере охраны здоровья населения обеспечивается комплексом мероприятий, в число которых в обязательном порядке входят диспансеризация и диспансерное наблюдение. Ежегодно для проведения данных мероприятий государство выделяет немалые средства, поэтому сегодня мы расскажем, что такое диспансеризация, кто должен ее проходить и можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности работников, отказывающихся проходить диспансеризацию.

Диспансеризация — что это за мероприятие?

До принятия Основ охраны здоровья граждан определения диспансеризации можно было отыскать лишь в словарях. Теперь ст. 46 нормативного акта определено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Здесь же следует дать определение диспансерному наблюдению, которое представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обратите внимание! Частью 3 ст. 254 ТК РФ предусмотрено сохранение за женщиной среднего заработка по месту работы на время прохождения диспансерного обследования. Положение об организации проведения диспансеризации беременных женщин и родильниц утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2006 N 224.

Довольно часто работодатели путают диспансеризацию с периодическими медицинскими осмотрами. Однако между ними есть существенная разница — цель проведения. Медосмотр проводят, чтобы определить пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Диспансеризация же проводится для раннего выявления:

— хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения;

— факторов риска развития заболеваний (повышенный уровень артериального давления и глюкозы в крови, низкая физическая активность и т.д.);

— потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

К сведению. Средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медработников, участвующих в проведении такой диспансеризации (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

Кроме этого, в ходе диспансеризации определяются необходимые профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями или факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями, здоровых граждан. Также составляются группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными и иными заболеваниями, с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Как видим, диспансеризация — это куда более серьезная процедура, чем периодический медицинский осмотр.

Кто подлежит диспансеризации?

Ответ на данный вопрос можно найти в нормативных актах. В частности, на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Кроме этого, диспансеризации подлежат неработающие граждане и обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме.

Порядок проведения диспансеризации

Порядок проведения диспансеризации утвержден Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 N 1006н. Он еще не вступил в силу, однако регионы уже разработали на его основе свои программы диспансеризации.

Диспансеризация проводится раз в три года в следующие возрастные периоды: 21, 24, 27, 30, 33 и т.д. А инвалиды ВОВ, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Что включает в себя диспансеризация? Перечень осмотров врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации, зависит от возраста и пола гражданина. Так, диспансеризация предполагает два этапа.

Первый этап — скрининг — проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

1. Опрос (анкетирование) с целью выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

2. Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса масса тела).

3. Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина и глюкозы крови; ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр фельдшера-акушерки; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше); анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45, 51, 57, 63 и 69 лет).

4. Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51, 57, 63 и 69 лет).

5. Прием (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующего дообследования на втором этапе диспансеризации.

На втором этапе происходит дообследование и уточнение диагноза заболевания, профилактическое консультирование. Также проводятся:

— эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании "гастродуоденальных" жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны) и др;

— осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга, уролога и др.;

— направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медработник отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняет "Карту учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)". Информацию о проведении диспансеризации и ее результатах вносит врач-терапевт в паспорт здоровья, который выдается гражданину.

Обязательность прохождения работающими гражданами диспансеризации

Конечно, никто не потащит работника насильно в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации. Более того, установлено, что она проводится при наличии добровольного согласия гражданина или его законного представителя, на основании предоставленной медработником в доступной форме информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Как же быть работодателю, если его работник изъявил желание пройти диспансеризацию? Можно ли считать отсутствие на работе в связи с диспансеризацией прогулом?

Примечание. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

По данному вопросу есть две позиции. Одни специалисты считают, что если работодатель направил работника для прохождения диспансеризации, тот не может отказаться, так как обязан периодически проходить медосмотр в определенных случаях. Ведь ст. 213 ТК РФ установлено, что на период прохождения медосмотра за работником сохраняются место работы и средний заработок, а в силу ст. 76 ТК РФ работодатель имеет право не допустить к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр. Другие специалисты считают, что поскольку в ТК РФ не упоминается о диспансеризации работников и работодатели проводят ее не за свой счет, то и обязанность работников проходить диспансеризацию не установлена.

Мы придерживаемся второй точки зрения и считаем, что поскольку в настоящее время нет нормативных актов, обязывающих участвовать в диспансеризации, работники могут отказаться ее проходить.

Но если работник самостоятельно изъявил желание пройти диспансеризацию, работодатель обязан обеспечить условия для ее прохождения (как медицинских осмотров), а также беспрепятственно отпустить работника для этого (ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья). Следовательно, ни о каком прогуле или ином нарушении трудовой дисциплины в случае прохождения работником диспансеризации не может быть речи — при условии, что обязательность прохождения диспансеризации не зафиксирована в локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Обратите внимание! Если обязательность прохождения диспансеризации зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, работник обязан явиться на дополнительную диспансеризацию.

В заключение

К сожалению, в связи с пробелами в законодательстве в настоящее время для работодателей остается довольно много неясностей в вопросе проведения диспансеризации: это и оформление отсутствия работника на работе в период прохождения диспансеризации, и оплата этого времени, и включение его в периоды для расчета пособий по временной нетрудоспособности, и пр. Стимулирующий механизм для работодателей, чтобы те охотнее отпускали персонал на диспансеризацию, пока не предусмотрен. Однако полагаем, что в интересах работодателя иметь здоровый коллектив, поэтому рекомендуем все-таки идти навстречу работникам, изъявившим желание пройти диспансеризацию.

Комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ, — это диспансеризация (ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения утвержден Приказом Минздрава от 26.10.2017 № 869н.

Указывается, что диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан, в частности, в следующих целях (п. 3 Порядка , утв. Приказом Минздрава от 26.10.2017 № 869н):

  • раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения РФ, фактором риска их развития;
  • определение группы здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий;
  • проведения профилактического консультирования граждан;
  • определение группы диспансерного наблюдения граждан.

В общем случае диспансеризация проводится 1 раз в 3 года в определенные возрастные периоды (п. 4 Порядка , утв. Приказом Минздрава от 26.10.2017 № 869н).

Законодательством предусмотрено, что работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать их для ее прохождения (ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

С 01.01.2019 ТК РФ дополняется статьей 185.1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации», которая гарантирует дополнительные выходные дни для прохождения диспансеризации, при этом дни оплачиваемые. Подробнее об изменениях расскажем в нашей консультации.

Закон о выходном дне для диспансеризации

  • предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штрафа на работодателя-ИП от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штрафа на работодателя-организацию - от 30 000 до 50 000 рублей.
Прошлый год. Несмотря на все сложности с медицинскими кадрами в областной поликлинике, оставшиеся там участковые врачи, помимо обычного приема пациентов и выезда на дом по вызовам, старались проводить диспансеризацию.

Диспансеризация - это отдельная программа, которая является, скажем так, дополнительной работой врача и среднего медперсонала. За выполнение этой дополнительной работы они должны получать дополнительное денежное вознаграждение.

Сразу скажу, что деньги на проведение диспансеризации в регионы выделяет федеральный центр. Он же устанавливает план по проведению диспансеризации: 23,5% от общего числа застрахованных граждан региона.

Реализуя эту программу, участковые врачи помимо основной зарплаты получают за каждый законченный случай диспансеризации оплату согласно тому «Тарифному соглашению», которое заключило руководство медицинского учреждения с ТФОМС, страховыми организациями, управлением здравоохранения правительства ЕАО и профсоюзом медиков.

Я сказал: получают?.. Я ошибся. Правильно говорить: получали. За первое полугодие 2016 года - получали. С трудом, после жалоб и возмущений, но получали!

А вот за второе полугодие 2016 года никто ничего за диспансеризацию в областной поликлинике не получил.

Никто из медперсонала, который участвовал в программе диспансеризации, ничего не получил: ни участковые врачи, ни врачи узкой специализации, ни медицинский персонал среднего звена - никто! - рассказывает врач областной поликлиники Александр Полегкий. - Главный врач областной больницы Константин Гасиленко пришел в поликлинику в конце года и сообщил коллективу, что денег за диспансеризацию не будет. Мол, нам эти деньги не положены…

Это сомнительное утверждение господина Гасиленко заставило меня внимательно ознакомиться с приказами и другими документами, касающимися программы диспансеризации.

Почему сомнительное? Ну, хотя бы потому, что наличие тарифных соглашений, в которых прописана стоимость приема участкового врача, всех врачей узкой специализации, анализов и других видов исследований, говорит о том, что должна быть оплата. Тарифы устанавливаются для того, чтобы, исходя из них, устанавливать оплату.

Вот, например, лаборатория «ТАФИ-диагностика» получает своевременно и в полном объеме оплату за анализы по программе диспансеризации? А она, как и врачи, такое же звено в цепочке, по которой пациент проходит диспансеризацию.

Почему же одно звено оплачивается, а остальные звенья - нет? И еще: остальные звенья не оплачиваются согласно российскому законодательству или согласно чему-то другому?

Открываем «Тарифное соглашение» на 2017 год. Оно мало чем отличается от такого же соглашения на 2016 год. Итак, приложение № 18 «Структура расходов на единицу объема медицинской помощи в медицинских организациях на проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения на 2017 год».

В первой графе проставлен возраст группы населения, во второй - заработная плата врачей за диспансеризацию, дальше - начисления (налоги), медикаменты, мягкий инвентарь. Меня заинтересовали шестая и седьмая графы: «Прочие расходы» и «Содержание».

Но начнем с первой графы, в которой указываются возрастные группы людей. Начинается графа с возрастной группы молодых людей, которым исполнился 21 год, а заканчивается возрастной группой - 99 лет. Если за диспансеризацию одного пациента в возрасте от 21 года до 36 лет заработная плата врачей составляет 27,48% от общей стоимости диспансеризации, то дальше, с увеличением возраста пациента, увеличивается размер заработной платы врачей. В среднем он составляет примерно 36% от общей стоимости диспансеризации.

По словам руководителя ТФОМС ЕАО Ольги Писаревой, структуру расходов разрабатывают медицинские учреждения. То есть, главный врач учреждения решает, какой процент от общей суммы, положенной на проведение диспансеризации одного человека, необходимо выделить на выплату заработной платы медперсоналу. Иными словами, Константин Гасиленко определил, какую зарплату платить врачам областной поликлиники за проведение диспансеризации.

В территориальном фонде обязательного медицинского страхования мне пояснили, какие расходы имеются в виду под обозначениями «Содержание» и «Прочие расходы». Первое, это, как вы уже поняли, так называемая коммуналка, то есть содержание помещения. А вот второе, оказывается, ни что иное, как оплата лабораторных услуг.

Почему они названы прочими расходами, не очень понятно, тем более, что эти прочие расходы по объему почти такие же, как и расходы на зарплату медперсоналу, а в некоторых возрастных группах они чуть ли не вдвое ее превышают.

При этом первый этап диспансеризации предполагает всего пять далеко не самых сложных и не самых дорогостоящих анализов.

Уже тот факт, что в среднем общая сумма оплаты работы участкового врача и пяти врачей узких специализаций практически равна общей сумме оплаты пяти анализов, вызывает недоумение.

Согласно Приказу Минздрава РФ, оплата за диспансеризацию производится только за так называемый законченный случай.

То есть, пациент должен получить у участкового врача направления ко всем врачам-специалистам и на сдачу анализов, пройти их все, без исключения, и вернуться к участковому врачу. Тот делает заключение, оформляет документы на законченный случай и передает на оплату.

Если, опять-таки, сопоставить суммы оплаты врачей и анализов, указанные в «Тарифном соглашении», складывается впечатление, что те, кто составлял «Тарифное соглашение», посчитали, что лаборатория, в отличие от всех без исключения врачей, должна получать деньги, независимо от того, прошел ли пациент диспансеризацию в полном объеме или ограничился только анализами.

Может быть, я не прав. А может быть, так оно и есть, и поэтому денег на оплату врачам за проведение диспансеризации просто не хватает?

В прошлом году, я, как заведующий поликлиники, обошел почти все страховые компании и выяснил, что они перечисляют деньги в медицинские учреждения за диспансеризацию в полном объеме. Более того, 60% этих денег они перечисляют в качестве предоплаты ежемесячно. А уже потом, при проверке медицинских карт, перечисляют остальные деньги, - рассказывает Александр Полегкий.

И продолжает: Я пытался выяснить в администрации областной больницы, почему за второе полугодие врачам не выплатили деньги за проведенную диспансеризацию. Мне ничего толком ответить не смогли. Стали объяснять, что страховые компании перечисляют в больницу общую сумму за посещение людьми поликлиники, и вычленить из этой суммы деньги, оплаченные за диспансеризацию, нельзя. Но это не так. В страховых компаниях ведется учет. Они могут показать, сколько денег перечислено ими конкретно за диспансеризацию. И руководство больницы об этом прекрасно знает...

Мне бы тоже хотелось знать, сколько денег было перечислено в областную больницу по программе диспансеризации. Но такую информацию можно получить в учреждении «Медицинский информационно-аналитический центр» (медстатистика).

Запрос от редакции обязательно будет туда отправлен, но на это и на получение ответа уйдет какое-то время. А пока у нас есть возможность, пользуясь имеющимися у нас документами, а также теми, которые нам предоставил ТФОМС, определить хотя бы приблизительную сумму.

Согласно данным ТФОМС, за второе полугодие 2016 года он перечислил в страховые компании, а те, в свою очередь, в медицинские учреждения области за диспансеризацию четыре миллиона двести четырнадцать тысяч триста рублей.

По данным того же ТФОМС в программе диспансеризации участвуют десять медицинских учреждений области. Это районные больницы, железнодорожная больница, детская и областная больницы.

Если исходить из объемов приписного населения, то половина, а может и больше половины этих денег идет в областную больницу. Учитывая, что в нашей многострадальной поликлинике осталось всего десять участковых врачей, да и врачей узкой специализации тоже негусто, каждый из них за диспансеризацию, проведенную во втором полугодии 2016 года, должен был получить примерно девять - десять тысяч рублей дополнительно к своей основной зарплате.

Должны были, но не получили. Думаю, что причина этого станет ясна в результате проверки, которую сегодня проводит Счетная палата Законодательного Собрания ЕАО. Во всяком случае, очень на это надеюсь и не только потому, что считаю неправильным не платить людям за выполненную работу, но еще и потому, что люди эти, в связи с таким к ним отношением, просто бегут из нашей областной поликлиники. Насколько мне известно, в 2016 году поликлиника лишилась еще четырех врачей.

Высокомерие по отношению к своим подчиненным, пренебрежение их мнением, их интересами - это то, что мы сегодня наблюдаем в действиях главного врача областной больницы. А в итоге это выливается в пренебрежение интересами населения и не очень хорошее состояние его здоровья.

Если по программе диспансеризации в прошлом году пациенты могли вне очереди попасть на прием к врачам, к которым их направляли участковые терапевты, то сегодня, как я понимаю, диспансеризация в областной поликлинике существует только на бумаге. У врачей нет ни желания, ни возможности ее проводить.

Они принимают людей, пришедших на диспансеризацию, в общей очереди, на общих основаниях. Так решил господин Гасиленко. И все эти люди, проходящие диспансеризацию, учитываются, как люди, пришедшие на обычный прием.

Это - для врачей, вернее, для того, чтобы им не оплачивать отдельно диспансеризацию.

А как обстоит дело с отчетностью и получением денег областной больницей за диспансеризацию от страховых компаний? Тех самых денег, которые должны получать врачи и медсестры? На этот вопрос тоже хотелось бы получить ответ от Счетной палаты Законодательного Собрания ЕАО.

Сергей Бурындин
«Газета на Дом», № 6,
Биробиджан.

P. S. Я предполагаю, что отсутствие оплаты медперсоналу за диспансеризацию в областной поликлинике основано на каких-то внутрибольничных локальных нормативных документах. Они могут иметь место, но не могут противоречить федеральному законодательству, приказам и другим нормативным актам Министерства здравоохранения РФ.