Бланк строгой отчетности для оздоровительных услуг. Бланки строгой отчетности на медицинские услуги

Форма БСО для оказания услуг населению меняется — постепенно вводится обязательная электронная форма бланка. Кроме того, обновлен и перечень обязательных реквизитов БСО. В этой связи применение бланков строгой отчетности при оказании услуг претерпело некоторые изменения.

Как изменилась форма БСО для оказания услуг населению в 2016 году?

Законом № 290-ФЗ дано четкое определение БСО и приведен перечень форм БСО, которые надлежит использовать всем, кто работает с кассовой техникой, с 01.07.2018. Это могут быть бланки:

  • на бумажных носителях, распечатываемых автоматизированной системой;
  • в электронной форме, сформированной автоматизированной системой расчетов.

Как видим, по закону № 290-ФЗ предполагается, что с 01.07.2018 исчезнет необходимость использовать БСО, напечатанные типографским способом.

Представляет интерес и определение автоматизированной системы расчетов, данное в ст. 1.1 закона № 290-ФЗ. Согласно ему, автоматизированная система расчетов — это ККТ, используемая для распечатки БСО и/или для формирования их в электронной форме. И печать, и формирование электронной формы БСО должны производиться непосредственно в момент расчетов.

Законом № 290-ФЗ также внесены изменения в реестр обязательных реквизитов, который должен содержать БСО. Теперь этот перечень для БСО и чеков ККТ одинаков, что сделало эти две формы расчетных документов еще ближе. Кассовые документы, которые могут быть оформлены и в электронном виде, должны содержать от 16 до 19 реквизитов — их полный перечень можно посмотреть в п. 1 ст. 4.7 закона № 290-ФЗ. Обязательным является условие сохранности текста и всех реквизитов на распечатанных бумажных документах в течение не менее 6 месяцев.

ВАЖНО! Требования, касающиеся НДС, приведенные в перечне реквизитов в ст. 4.7 (абз. 9 п. 1), вводятся для всех лиц-плательщиков НДС с 01.02.2017 (п. 14 ст. 7 закона № 290-ФЗ), а для ИП-плательщиков НДС, применяющих налоговые спецрежимы, — с 01.02.2021 (п. 17 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

При этом государство оставило за собой право в случае необходимости ввести дополнительный реквизит — номер товарной номенклатуры, а также предоставило организациям и ИП возможность самостоятельно дополнить перечень обязательных реквизитов кассовых документов, если это продиктовано особенностями сферы их деятельности.

Применение бланков строгой отчетности при оказании услуг

Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях…» утверждено, что расчеты с применением БСО можно проводить при оказании услуг физическим лицам, включая ИП.

Применение бланков строгой отчетности при оказании услуг будет претерпевать изменения по мере того, как будут вступать в силу отдельные положения закона № 290-ФЗ. К 01.07.2018 организациям и ИП, оказывающим услуги физическим лицам, нужно обзавестись автоматизированными системами расчетов, способными не только формировать, распечатывать в бумажном виде БСО, но и передавать их по требованию покупателя в электронном виде, а также формировать фискальные данные для ФНС.

Со вступлением в силу закона № 290-ФЗ существенно ограничился перечень услуг, оказываемых населению, которые позволяют работать без ККТ и без обязательной выдачи БСО:

  • услуги по обеспечению питанием в образовательных учреждениях во время занятий;
  • прием утильсырья от населения (кроме лома цветных металлов, драгоценных камней и металлолома);
  • ремонт обуви и ее окраска;
  • услуги металлической галантереи (изготовление и ремонт ключей и мелких металлических изделий);
  • услуги няни и сиделки;
  • колка дров и вспашка земельных приусадебных и садовых участков;
  • услуги носильщиков,
  • сдача предпринимателями жилья в аренду.

Что касается обязательного использования автоматизированных систем расчетов, оснащенных системами передачи фискальных данных, при оказании услуг физическим лицам и ИП, то до 01.07.2018 коммерсанты, имеющие право работать без применения ККТ с обязательной выдачей БСО при проведении наличных расчетов, могут работать по старым правилам. Давайте их вспомним.

БСО для оказания услуг населению в 2016 году

В постановлении Правительства РФ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов…» от 06.05.2008 № 359 дан перечень возможных вариантов изготовления форм БСО:

  • бланки, изготовленные типографским способом;
  • бланки, изготовленные с использованием автоматизированных систем.

При этом БСО должен содержать реквизиты, перечисленные в п. 3 постановления № 359. В случае если для бланка законодательством не утверждена обязательная форма, БСО могут иметь произвольную форму с включением обязательных реквизитов, предусмотренных для БСО. Форму БСО, выбранную предприятием для ведения наличных расчетов, необходимо утвердить учетной политикой.

Подробнее о том, что представляет собой БСО, исходя из положений постановления № 359, можно прочитать в публикации .

Рассмотрим, как выглядят БСО, выдаваемые при расчетах за услуги, на примере бланков для медицинских и сантехнических услуг.

В случае оказания медицинских услуг бланк строгой отчетности должен содержать обычные для БСО реквизиты, перечень которых изложен в п. 3 постановления № 359.

Фирма или ИП, оказывающие медицинские услуги населению, могут самостоятельно разработать БСО, используя в качестве основы, например, следующий бланк (его можно скачать на нашем сайте):

ВАЖНО! Не забудьте, что с 01.07.2018 практически всем продавцам услуг, в т. ч. медицинских, необходимо будет применять БСО, реквизиты которого утверждены законом № 290-ФЗ. Кроме того, БСО должны будут формироваться автоматическими системами приема платежей со встроенными фискальными накопителями.

Для осуществления расчетов за сантехнические услуги до окончательного вступления в силу положений закона № 290-ФЗ можно применять БСО, разработанный самостоятельно, например, на основе формы БО-1, предложенной Минфином РФ в письме от 20.04.1995 № 16-00-30-33. Данный бланк можно также скачать на нашем сайте:

Итоги

Закон № 290-ФЗ подразумевает постепенный охват субъектов предпринимательских отношений России электронной системой передачи фискальных данных. Коснутся законодательные новшества и применения БСО, выдаваемых при оказании услуг. При этом до окончательного вступления положений закона № 290-ФЗ в силу для ряда коммерсантов действуют прежние правила оформления БСО.

За последние годы в нашей стране все более широко распространяется и развивается система платных частных медицинских учреждений, которые оказывают услуги населению. Это очень положительно сказывается на общем оздоровлении россиян. Но тем, кто собирается открыть, скажем, стоматологический кабинет, приходится внимательно и досконально изучать законодательную базу, чтобы случайно не допустить незаконной деятельности.

Многие пункты даже после прочтения остаются не вполне понятными, поскольку написаны сложным языком. В этой статье речь пойдет об оплате медицинских услуг и БСО .

Можно ли использовать БСО

Да, согласно законодательству, медицинские частные учреждения, при наличии всех необходимых разрешительных документов, могут не приобретать контрольно-кассовую технику и вести расчеты с использованием БСО.

Медицинские услуги относятся к перечню, определенному специальным приложением к Федеральному закону №54, устанавливающему правила проведения наличных и безналичных расчетов с населением.

Конечно же, это означает, что необходимо выполнять все требования, которые распространяются на БСО:

  • Изготавливать бланки только типографским способом;
  • Обязательно указывать на них всю необходимую информацию о компании и услуге;
  • Хранить копии или корешки весь положенный срок и уничтожать БСО в порядке, определенном законом.

Это стандартные требования, которые предъявляются к организациям, выбирающим такую форму расчетов.

Какая деятельность подпадает под закон

По закону, описанный в законе порядок использования бланков строгой отчетности при расчетах с населением, распространяется на большинство медицинских услуг:

  • Консультации врачей-специалистов,
  • Лечение хирургами и врачами-специалистами,
  • Услуги, оказываемые средними медицинскими работниками,
  • Лечебный массаж.

То есть в подавляющем большинстве случаев частный кабинет любой направленности может использовать в работе бланки строгой отчетности и не использовать ККТ, при условии строго соблюдения всех правил работы с БСО.

А.С. Колосовская, налоговый консультант

Когда при оказании услуг можно применять бланки строгой отчетности

Организациям и предпринимателям, оказывающим услуги населению, повезло. Они, вместо того чтобы пробивать чеки на кассовом аппарате, вправе выдавать своим клиентам бланки строгой отчетности (БСО)п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее - Закон о ККТ); п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее - Положение о наличных расчетах без ККТ) . Давайте посмотрим, кто же попал в число везунчиков.

БСО применяют при оказании услуг именно населению

Минфин России считает, что услуги населению - это услуги, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН)Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163 ; Письма Минфина России от 03.03.2010 № 03-01-15/1-23 , от 19.11.2009 № 03-11-09/377 . Хотя в Законе о применении ККТ ОКУН и не упоминается.

Казалось бы, эта позиция выгодна большинству организаций и предпринимателей - ведь в ОКУН можно найти виды услуг практически на любой вкус.

Тем не менее все же существуют услуги, которые в ОКУН не поименованы. Обычно это связано с тем, что Классификатор просто не успевает за техническим прогрессом. Так, услуги по ремонту мобильных телефонов появились в ОКУН лишь в 2008 г.Изменение 11/2008 ОКУН Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (принято и введено в действие Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2008 № 72-ст) , а ремонт электронных книг (e-book) не упоминается до сих пор. Также не попали в ОКУН и риелторские услуги, и поэтому Минфин считает, что риелторам нельзя применять БСОПисьмо Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-405 . С такими же сложностями сталкиваются юристы, оказывающие услуги населению, если они не адвокаты и не нотариусы. Раз правовых услуг в Классификаторе нет, то, по мнению Минфина, юристы также должны забыть о БСО и обязаны применять ККТПисьмо Минфина России от 03.03.2010 № 03-01-15/1-23 .

Однако с такой позицией можно и поспорить. Во-первых, как мы уже говорили, Закон о применении ККТ к ОКУН не отсылает. Значит, закрытого перечня услуг населению нет и быть не может.

Во-вторых, в ОКУН есть услуги, которые услугами назвать никак нельзя, например розничная торговля. Однако лишь на основании ОКУН никто не пытается называть торговлю услугой и выдавать БСО при продаже товаров в магазинах. Но тогда получается, что Классификатор для целей законодательства о ККТ применяется только частично, а это неправильно. Ведь либо ОКУН для определения услуг населению используется полностью (и тогда организации розничной торговли начинают выдавать БСО), либо Классификатор при решении вопроса о применении БСО не используется вообще.

Внимание

Если вы применяете БСО вместо ККТ, не имея на это права, то штрафовать вас будут за неприменение ККТч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ .

А что по этому поводу думают суды? Нам удалось найти только одно решение, в котором суд признал незаконным привлечение организации к ответственности за неприменение ККТч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ из-за того, что она применяла БСО при оказании услуг, не поименованных в ОКУНРешение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2006 № А41-К2-8056/06 . В этом деле речь шла об услугах по искусственному загару, которых в ОКУН действительно нет. Но суд решил, что услуга солярия по сути является косметической, а косметические услуги поименованы в ОКУН (код 081501), поэтому организация была вправе выдавать БСО.

Однако пока арбитражная практика по этому вопросу не сложилась, выдача БСО при оказании отсутствующих в ОКУН услуг, скорее всего, вызовет споры с налоговиками. А на чью сторону встанет суд - еще вопрос.

И предприниматель - население

А теперь давайте посмотрим, кто же относится к населению. Понятно, что население - это физические лица.

А можно ли выдавать БСО, если услуга оказана предпринимателю? Пленум ВАС РФ в 2003 г. ответил на этот вопрос утвердительно - предприниматели в целях применения Закона о ККТ тоже относятся к категории «население» . Ведь предприниматель - это тоже физлицо, пусть и имеющее особый статус. Кстати, вы об этом статусе можете и не догадываться.

Следовательно, расчеты с предпринимателями можно оформлять с использованием БСО. Тем не менее по-прежнему находятся инспекторы, которые пытаются штрафовать за неприменение ККТ, если заказчик услуги - предприниматель. И судам приходится в подобной ситуации защищать исполнителя услуг от необоснованных претензий налоговиков см., например, Постановление ФАС ЗСО от 23.12.2008 № Ф04-7997/2008(18316-А03-3) . Так что если и вы, выдав БСО предпринимателю, столкнетесь с претензиями налоговиков, ссылайтесь в подтверждение своей правоты на указанное Постановление Пленума ВАСп. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 .

А вот если заказчик ваших услуг - организация, то принимать от нее наличные можно только через ККТ. Как же определить, кем является оплачивающий услугу гражданин - обычным физлицом или представителем организации?

Если услугу заказал подотчетник, который не сообщил вам, что он действует от имени организации, то для вас это обычное физлицо, приобретающее услуги лично для себя, и ему можно выдать БСО. Но если он попросил оформить документы на имя его организации, то в этом случае заказчиком услуги выступает сама организация. Поэтому вам придется выдать подотчетнику чек ККТ и выписать на его организацию-работодателя акт об оказании услуг и счет-фактуру, если вы плательщик НДС.

При оказании услуг продали товар? Нужна ККТ

Но иногда, оказывая услугу, вы еще можете продать своему клиенту какой-нибудь товар. Так вот, даже если вы оказываете услуги, поименованные в ОКУН, важно помнить, что бланки можно выдавать только при расчетах за оказание услуг. Поэтому если продажа товара неразрывно связана с оказанием услуги, то достаточно выдать БСО. А вот если товар вы продаете вне рамок оказания услуги, то придется использовать ККТ.

К примеру, салон красоты продал своему клиенту шампунь или какое-то другое косметическое средство «на вынос». Понятно, что продажа такого товара непосредственно не связана с оказанием клиенту косметической услуги. Значит, на товар придется выбивать отдельный чек ККТ, а если этого не сделать, то вам грозит штраф за неприменение ККТч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ ; Письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2008 № 22-12/102493 ; Постановления ФАС ДВО от 22.08.2008 № Ф03-А51/08-2/2929 ; ФАС СЗО от 09.04.2007 № А13-547/2007 ; ФАС УО от 27.10.2008 № Ф09-7836/08-С1 . Однако на стоимость шампуня, использованного мастером при оказании парикмахерских услуг, конечно же, чек ККТ пробивать не нужноПостановление ФАС ЗСО от 06.11.2008 № Ф04-6720/2008(15323-А45-29) .

Внимание

При перепродаже покупных товаров БСО применять нельзя.

Аналогичная ситуация складывается, когда ателье шьет пальто по заказу клиента, но из своих материалов. В стоимость пошива пальто, помимо стоимости работы, входит стоимость ткани, меха, ниток, пуговиц, но без этих материалов оказать услугу по пошиву невозможно. Поэтому ателье на вполне законных основаниях может выдать рассчитавшемуся наличными клиенту БСО. Но вот если ателье просто продаст клиенту ткань, то такая продажа никакого отношения к оказанию услуг не имеет и применять ККТ при наличных расчетах необходимо.

Такая же ситуация складывается и при продаже автосервисом запчастей. Если запчасти использовал мастер этого же автосервиса при ремонте автомобиля клиента, то их передача происходит в рамках оказания услуги и достаточно выдать БСО, указав в нем стоимость ремонта с учетом стоимости запчастей. Если же владелец автомобиля купил в сервисе запчасти, чтобы потом установить их на машину самостоятельно, то это уже отдельный договор купли-продажи и надо выбивать чек ККТ.

Такой же логикой руководствуются и суды. Суд встанет на сторону организации, только если она докажет, что переданный клиенту товар неразрывно связан с оказанием услугиПостановление ФАС ДВО от 01.11.2007 № Ф03-А04/07-2/4960 , либо налоговая инспекция не сможет установить обратноеПостановление ФАС ВСО от 18.11.2009 № А19-9554/09 .

Если ваши услуги есть в ОКУН, то смело выдавайте БСО. Однако использование БСО при оказании услуг, не вошедших в ОКУН, рискованно. Поэтому проще купить ККТ, хотя, конечно, применять и обслуживать ее недешево и хлопотно. Альтернативный вариант - постарайтесь подобрать из ОКУН услугу, максимально соответствующую по характеру вашей. К примеру, услуги автозагара можно отнести к косметическим (код 081501), а ремонт ноутбуков - к услугам по ремонту вычислительной техники (код 804904).

"Бухучет в здравоохранении", 2012, N 5

В настоящее время многие учреждения здравоохранения оказывают платные услуги населению. При этом возникает значительное число вопросов о порядке расчетов с населением за оказанные услуги. В данной статье рассмотрен порядок применения бланков строгой отчетности, оформляемых учреждениями здравоохранения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению.

Учреждения здравоохранения предоставляют населению платные медицинские услуги в соответствии с нормами действующего законодательства в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости утверждается руководителем учреждения здравоохранения.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются учреждениями здравоохранения с применением контрольно-кассовых машин либо бланков строгой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями, в том числе учреждениями здравоохранения, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применяется контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр .

Вместе с тем п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ определено, что организации могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение N 359), которое устанавливает:

  • порядок осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку;
  • порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности .

Виды документов, оформляемых на бланках строгой отчетности

На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания учреждениями здравоохранения услуг населению следующие документы:

  • квитанции;
  • билеты;
  • проездные документы;
  • талоны;
  • путевки;
  • абонементы;
  • другие документы, приравненные к кассовым чекам.

Реквизиты документов, оформляемых на бланках строгой отчетности

Документы, оформляемые на бланках строгой отчетности, должны содержать следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму организации;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дату осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации;

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация.

В соответствии с Письмами Минфина России от 04.07.2011 N 03-01-15/5-94, от 16.12.2011 N 03-01-15/8-204, разъясняющими Положение N 359, учреждения здравоохранения для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться указанные выше реквизиты . Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином России, не требуется.

Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 173н) утверждены типовые формы бланков строгой отчетности, применяемых учреждениями здравоохранения при осуществлении кассовых операций без применения контрольно-кассовой техники .

В Приложении N 1 к Приказу N 173н учетные документы учреждения разделены на две группы по соответствующим классам Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299 (далее - ОКУД) .

Типовые формы документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления" ОКУД, применяемых учреждениями здравоохранения при осуществлении кассовых операций без применения контрольно-кассовой техники, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Типовые формы документов, применяемых учреждениями здравоохранения при осуществлении кассовых операций без применения контрольно-кассовой техники

Вид документа Наименование
документа
Порядок применения документа
Первичный
учетный
документ
1. Квитанция (код
формы 0504510)
Квитанция является типовой формой
бланка строгой отчетности и
применяется для оформления приема
наличных денежных средств
уполномоченными учреждениями в
установленном законодательством
порядке лицами от физических лиц
без применения контрольно-кассовых
машин. В случае приема наличных
денежных средств уполномоченное лицо
ежедневно сдает в кассу учреждения
полученные денежные средства при
составлении реестра сдачи документов
с приложением копий квитанций
Регистр
бухгалтерского
учета
2. Книга учета
бланков строгой
отчетности (код
формы 0504045)
В книге учета бланков строгой
отчетности ведется аналитический
учет бланков строгой отчетности
(квитанционных книжек и т.п.) по
видам, сериям и номерам с
указанием даты получения (выдачи)
бланков строгой отчетности, условной
цены, количества, а также подписи
получившего их лица. На основании
данных по приходу и расходу бланков
строгой отчетности выводится остаток
на конец периода
Первичный
учетный
документ
3. Акт о списании
бланков строгой
отчетности (код
формы 0504816)
Акт о списании бланков строгой
отчетности применяется для
оформления решения комиссии
учреждения по поступлению и выбытию
активов о списании бланков строгой
отчетности; для оформления решения о
списании испорченных бланков строгой
отчетности (в том числе при их
заполнении). Акт формируется на
основании Ведомости расхождений по
результатам инвентаризации (форма
0504092), служит основанием для
отражения в бухгалтерском учете
учреждения выбытия бланков строгой
отчетности. Акт подписывается
членами комиссии и утверждается
руководителем учреждения
Регистр
бухгалтерского
учета
4. Ведомость
расхождений по
результатам
инвентаризации (код
формы 0504092)
В процессе инвентаризации бланков
документов составляется ведомость
расхождений по результатам
инвентаризации, в которой
фиксируются установленные
расхождения с данными бухгалтерского
учета: недостачи или излишки по
каждому объекту учета в
количественном и стоимостном
выражении. Ведомость расхождений по
результатам инвентаризации является
основанием для составления Акта о
результатах инвентаризации (форма
0504835)
Первичный
учетный
документ
5. Акт о результатах
инвентаризации (код
формы 0504835)
Акт о результатах инвентаризации
составляется комиссией, назначенной
приказом (распоряжением)
руководителя учреждения. Основанием
для составления акта является
Ведомость расхождений по результатам
инвентаризации (форма 0504092). Акт
подписывается членами комиссии и
утверждается руководителем
учреждения
Регистр
бухгалтерского
учета
6. Инвентаризационная
опись (сличительная
ведомость) бланков
строгой отчетности и
денежных документов
(код формы 0504086)
Инвентаризационная опись
(сличительная ведомость) бланков
строгой отчетности и денежных
документов применяется для отражения
результатов инвентаризации бланков
строгой отчетности и денежных
документов, проведенной в
учреждении. В инвентаризационной
описи путем сопоставления
фактического наличия объекта учета с
данными бухгалтерского учета
выявляются расхождения.
Инвентаризационная опись
составляется комиссией учреждения по
видам документов и материально
ответственным лицам с указанием
места проведения инвентаризации,
распиской материально ответственного
лица. В ней отражаются: наименование
и код бланков строгой отчетности,
единица измерения; сведения о
фактическом наличии (цена,
количество); сведения по данным
бухгалтерского учета (количество,
сумма); сведения о результатах
инвентаризации (по недостаче и по
излишкам - количество и сумма).
Инвентаризационная опись
подписывается председателем и всеми
членами комиссии учреждения,
осуществляющей инвентаризацию

Учреждения здравоохранения могут изготавливать бланки строгой отчетности типографским способом или формировать их с использованием автоматизированных систем (табл. 2).

Таблица 2

Способы изготовления бланков строгой отчетности

Изготовление бланков документов
типографским способом
Формирование бланков документов с
использованием автоматизированной
системы
Изготовленный типографским способом
бланк документа должен содержать
сведения об изготовителе бланка
документа (сокращенное наименование,
идентификационный номер
налогоплательщика, место нахождения,
номер заказа и год его выполнения,
тираж).
Бланк документа должен заполняться
четко и разборчиво, исправления не
допускаются.
Испорченный или неправильно
заполненный бланк документа
перечеркивается и прилагается к
книге учета бланков документов за
тот день, в котором они заполнялись.
Дублирование серии и номера на
бланке документа не допускается, за
исключением серии и номера,
наносимых на копию (отрывные части)
бланка документа
Для одновременного заполнения бланка
документа и выпуска документа должно
обеспечиваться выполнение следующих
требований:
а) автоматизированная система должна
иметь защиту от несанкционированного
доступа, идентифицировать,
фиксировать и сохранять все операции
с бланком документа в течение не
менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и
выпуске документа автоматизированной
системой сохраняются уникальный
номер и серия его бланка.
Организации по требованию налоговых
органов обязаны представлять
информацию из автоматизированных
систем о выпущенных документах

Автоматизированные системы, формирующие бланки строгой отчетности, не являются контрольно-кассовой техникой, в связи с чем регистрация их в налоговых органах не требуется. Это отмечается в Письмах Минфина России от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96, от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285 .

Вместе с тем в Письме Минфина от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43 указано, что по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа . В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает технические характеристики и параметры функционирования контрольно-кассовой техники, которые содержат качественные и количественные нормы, определяющие технические свойства и технические условия функционирования контрольно-кассовой техники . Соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки документов, данным требованиям должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Поскольку в Положении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может.

Следует отметить, что в случае использования автоматизированной системы печатать чистые бланки строгой отчетности (про запас) нельзя. Автоматизированная система должна обеспечить одновременное формирование бланка и выход документа. В заполненном бланке остается поставить подпись лица, ответственного за заполнение документа, и печать медицинского учреждения.

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:

  • нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти установлен иной порядок заполнения бланка документа;
  • все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;
  • все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.

Обеспечение сохранности бланков строгой отчетности

Согласно п. 14 Положения N 359 руководитель учреждения здравоохранения создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов. Для этого он заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как правило, операции по приему, учету, выдаче и хранению бланков строгой отчетности осуществляет бухгалтер-кассир.

Порядок документального учета бланков строгой отчетности

В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" учреждение здравоохранения обязано обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности .

Приемка изготовленных в типографии бланков строгой отчетности производится по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности.

Бланки строгой отчетности, поступившие в учреждение здравоохранения, принимаются материально ответственным за них работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации. Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков строгой отчетности (п. 15 Положения N 359). Приказом N 173н форма данного акта не утверждена. Поэтому акт приемки бланков строгой отчетности разрабатывается учреждением здравоохранения самостоятельно, утверждается руководителем организации и является основанием для принятия бланков документов на учет.

На основании п. 13 Положения N 359 учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков строгой отчетности (код формы 0504045). Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) учреждения здравоохранения, а также скреплены печатью (штампом).

В книге учета регистрации бланков строгой отчетности отражается только движение типографских бланков. Испорченный или неправильно заполненный типографский бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором он заполнялся.

Согласно п. 337 Инструкции N 157н внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении здравоохранения отражаются на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения. В качестве такого оправдательного документа может выступать:

  • Акт передачи бланков строгой отчетности (разрабатываемый учреждением здравоохранения самостоятельно);
  • Требование-накладная (код формы 0315006, класс документа 03 "Унифицированная система первичной учетной документации" по ОКУД). Данная типовая межотраслевая форма N М-11 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" .

Выбытие бланков строгой отчетности при их оформлении (выдаче), передаче иному юридическому лицу, ответственному за их оформление (выдачу), а также в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи, принятием решения об их списании (уничтожении) производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой бланки строгой отчетности были ранее приняты к учету (п. 337 Инструкции N 157н). Приказом N 173н утверждена форма Акта о списании бланков строгой отчетности (код формы 0504816).

Порядок осуществления учреждениями здравоохранения наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники

Оплата услуг учреждения здравоохранения может осуществляться населением наличными денежными средствами, с использованием платежной карты, путем смешанной оплаты. Порядок применения учреждениями здравоохранения бланков строгой отчетности при осуществлении расчетов без использования контрольно-кассовой техники представлен в табл. 3.

Таблица 3

Порядок применения бланков строгой отчетности при осуществлении расчетов без использования контрольно-кассовой техники

Оплата услуг наличными денежными
средствами
Оплата услуг с использованием
платежной карты
При оплате услуг наличными денежными
средствами уполномоченное лицо
учреждения здравоохранения:
1) заполняет бланк документа, за

2) получает от клиента денежные
средства;
3) называет сумму полученных
денежных средств и помещает их
отдельно на виду у клиента;

места для личной подписи);
5) называет сумму сдачи и выдает ее
клиенту вместе с документом, при
этом бумажные купюры и разменная
монета выдаются одновременно
При оплате услуг с использованием
платежной карты уполномоченное лицо
учреждения здравоохранения:
1) получает от клиента платежную
карту;
2) заполняет бланк документа, за
исключением места для личной подписи
(при наличии такого реквизита);
3) вставляет платежную карту в
устройство для считывания информации
с платежных карт и получает
подтверждение оплаты по платежной
карте;
4) подписывает документ (при наличии
места для личной подписи);
5) возвращает клиенту платежную
карту вместе с документом и
документом, подтверждающим
совершение операции с использованием
платежной карты

При осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.

Бланки строгой отчетности следует выдавать непосредственно в момент осуществления денежных расчетов (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N 17АП-12789/2009-АК). Это положение справедливо и для предоплаты .

Порядок формирования учетной политики учреждения здравоохранения в части бланков строгой отчетности

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 157н) .

С 2011 г. государственные (муниципальные) учреждения при организации бухгалтерского учета применяют способы и правила, установленные Инструкцией N 157н. Согласно п. 6 Инструкции N 157н государственные (муниципальные) учреждения должны формировать учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

О необходимости самостоятельного формирования учетной политики организации говорится и в ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) . Следует отметить, что указанный документ утрачивает силу с 01.02.2013 в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), в котором учетной политике организации посвящена отдельная статья . В соответствии со ст. 8 Закона N 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н актами государственного (муниципального) учреждения, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Статьей 120 ГК РФ определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера . В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" такие учреждения признаются государственными, муниципальными учреждениями (далее - Закон N 7-ФЗ) . Типами государственных, муниципальных учреждений являются автономные, бюджетные и казенные.

Медицинские учреждения могут быть созданы как автономные, бюджетные и казенные. Однако следует учитывать, что в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений .

На основе Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции N 157н сформированы отдельные планы счетов и инструкции для каждой организационно-правовой формы государственных, муниципальных бюджетных учреждений:

  • Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н) - применяется казенными учреждениями здравоохранения ;
  • Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н) - для бюджетных учреждений здравоохранения ;
  • Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 183н) - для автономных учреждений здравоохранения .

В соответствии с указанными в данном разделе статьи документами, в рамках формирования учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета учреждение здравоохранения в разделе "Организация бухгалтерского учета" учетной политики может утвердить:

  • перечень бланков строгой отчетности;
  • перечень лиц, ответственных за хранение бланков строгой отчетности и имеющих право на их использование.

В рамках формирования учетной политики учреждение самостоятельно выбирает один из следующих методов оценки бланков строгой отчетности (п. 337 Инструкции N 157н):

  • в условной оценке: один бланк - один рубль;
  • по стоимости приобретения бланков.

Порядок учета бланков строгой отчетности на счетах бухгалтерского учета

Согласно п. 337 Инструкции N 157н для учета находящихся на хранении и выдаваемых в рамках хозяйственной деятельности учреждения бланков строгой отчетности предназначен забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности". Использование отдельного счета способствует обеспечению контроля за сохранностью бланков строгой отчетности, своевременному оформлению документов на их поступление и выбытие, а также получению полной информации о наличии таких бланков.

Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке: один бланк - один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, - по стоимости приобретения бланков.

Внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении отражаются по забалансовому счету 03 "Бланки строгой отчетности" на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков строгой отчетности в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения в Книге учета бланков строгой отчетности (код формы 0504045).

К счету 03 "Бланки строгой отчетности" для учета расчетов с населением за оказанные платные услуги без использования контрольно-кассовой техники рабочим планом счетов учреждения здравоохранения можно предусмотреть открытие следующих счетов:

  • 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";
  • 03-2 "Бланки строгой отчетности в кассе".

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, оплата договоров на приобретение и изготовление бланков строгой отчетности осуществляется по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Классификации операций сектора государственного управления) . Для того чтобы принять произведенные расходы к учету и доказать факт их оплаты, учреждение здравоохранения должно иметь документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек, или квитанцию к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

В табл. 4 приведена корреспонденция счетов по учету бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете казенных, бюджетных и автономных учреждений здравоохранения в соответствии с Инструкциями N 162н, N 174н, N 183н.

Таблица 4

Корреспонденция счетов по учету бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете казенных, бюджетных и автономных учреждений здравоохранения

Наименование
операции
Казенные учреждения
здравоохранения
Бюджетные учреждения
здравоохранения
Автономные учреждения
здравоохранения
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
Перечислены
авансовые
платежи за
изготовление
бланков
строгой
отчетности
2 206 26 560 2 201 11 610
2 201 21 610
2 206 26 560 2 201 11 610 2 206 26 000 2 201 21 000
2 201 11 000
Отражены
затраты по
приобретению
бланков
строгой
отчетности
2 109 61 226 2 302 26 730 2 109 60 226 2 302 26 730 2 109 60 226 2 302 26 000
Получены
бланки
строгой
отчетности на
склад
03-1 03-1 03-1
Зачет
авансовых
платежей за
изготовление
бланков
строгой
отчетности
2 302 26 830 2 206 26 660 2 302 26 830 2 206 26 660 2 302 26 000 2 206 26 000
Произведен
окончательный
расчет с
поставщиком
за
изготовление
бланков
строгой
отчетности
2 302 26 830 2 201 11 610
2 201 21 610
2 302 26 830 2 201 11 610 2 302 26 000 2 201 21 000
2 201 11 000
Передача
бланков
строгой
отчетности со
склада в
кассу
03-2 03-1 03-2 03-1 03-2 03-1
Поступили
денежные
средства от
населения за
реализованные
услуги
2 201 34 510 2 205 31 660 2 201 34 510 2 205 31 660 2 201 34 000 2 205 30 000
Списаны с
забалансового
учета
выданные
населению из
кассы бланки
строгой
отчетности
03-2 03-2 03-2
Списаны
испорченные,
уничтоженные
бланки
строгой
отчетности
03-2 03-2 03-2

Порядок хранения бланков строгой отчетности в учреждении здравоохранения

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" учреждения здравоохранения обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .

Пунктом 16 Положения N 359 установлено, что бланки строгой отчетности хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается.

Упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов (ст. 19 Положения N 359).

Инвентаризация бланков строгой отчетности

Инструкцией N 157н установлено, что все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах государственного (муниципального) учреждения, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

Инвентаризация бланков документов строгой отчетности осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 . Пунктом 3.41 данных Методических указаний определено, что проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Согласно п. 17 Положения N 359 инвентаризация бланков строгой отчетности осуществляется в учреждениях здравоохранения в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.

При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати организации и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных книжек с квитанциями (сброшюрованных бланков), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в кассовой книге.

В процессе инвентаризации бланков строгой отчетности составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (код формы 0504092), на основании которой составляется Акт о результатах инвентаризации (код формы 0504835).

Ответственность за неприменение бланков строгой отчетности при осуществлении учреждениями здравоохранения кассовых операций

Если учреждение здравоохранения оказывает услуги населению и, принимая оплату, не использует ККТ, то оно обязано в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ выдавать покупателям документ, оформленный на бланке строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку. В случае невыдачи указанных документов учреждение здравоохранения могут оштрафовать за наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, то есть за нарушение кассовой дисциплины.

За невыдачу бланка строгой отчетности учреждение здравоохранения несет ответственность по п. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ . Так, неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влекут предупреждение или наложение административного штрафа:

В заключение отметим, что при оказании платных услуг населению учреждения здравоохранения в соответствии с действующим законодательством могут не использовать контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланков строгой отчетности. Для обеспечения правильности ведения бухгалтерского учета учреждениям здравоохранения необходимо соблюдать порядок применения бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  3. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43.
  4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96.
  5. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285.
  6. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.07.2011 N 03-01-15/5-94.
  7. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2011 N 03-01-15/8-204.
  8. Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями".
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
  11. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N 17АП-12789/2009-АК.
  12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
  13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
  14. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
  15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
  16. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
  17. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
  18. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
  19. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  20. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
  21. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
  22. Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
  23. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
  24. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
  25. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

О.В.Мироненко

кафедры бухгалтерского учета

Костромского государственного

технологического университета

О.Ю.Быстрова

кафедры маркетинга

Костромского государственного

технологического университета