Системы интегрированной логистической поддержки для наукоемких изделий на постпроизводственных стадиях жизненного цикла. Система интегрированной логистической поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции 1с решение интегрированная логистическая поддерж

Системный подход к проектированию ЖЦ изделия и вытекающий из него комплекс управленческих мероприятий, направленных на сокращение этих затрат, объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП). ИЛП реализуется посредством применения специализированных информационных технологий (ИТ) и соответствующих программно-методических средств.

Базовым стандартом в области ИЛП, получившим в Европе de-facto статус международного, является стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60: Интегрированная логистическая поддержка (Integrated Logistic Support). Это новейший стандарт, в настоящее время состоит из двенадцати томов, охватывающих основные аспекты ИЛП.

Этот стандарт является “зонтичным” по отношению к различным аспектам ИЛП. Регламентируя основные требования, он в свою очередь, определяет возможности использования международных, национальных, военных стандартов и спецификаций:

· AECMA 1000D - International specification for technical publications utilizing a Common Source Data Base - Международная спецификация требований к техническим руководствам, выполняемым с использованием общей базы данных. Спецификация разработана Европейской ассоциацией аэрокосмической промышленности (the European Association of Aerospace Industries - AECMA). В спецификации изложена технология работ по подготовке и сопровождению эксплуатационной технической документации AECMA Specification 2000M.

· International Specification for Materiel Management Integrated Data Processing for Military Equipment - Международная спецификация по информационной поддержке процессов управления ресурсами для военной техники. Разработана в АЕСМА.

· MIL-HDBK-502 Acquisition Logistics - Управление ресурсами в ходе жизненного цикла продукта. Под ресурсами понимается все типы материальных и информационных ресурсов, используемых на различных стадиях ЖЦ.

· MIL-PRF-49506 Logistics Management Information - Данная спецификация описывает требования к форматам представления данных о продукте, необходимых для использования системами управления ресурсами.

· MIL-STD-974 Contractor Integrated Technical Information Service (CITIS) – Определяет требования к интегрированной системе информационно-технического обслуживания исполнителей заказов (состав информации, права доступа), функциями которой являются совместное ведение контрактов и предоставление доступа к информации о контрактах.

· «Integrated Logistic Support» (он практически стал международным). На нормы стандарта DEF STAN 00-60 иностранные заказчики ссылаются, формулируя требования к системе ИЛП для отечественных изделий.


Учитывая «NATO CALS Handbook», стандарт США MIL –STD-1388, требования авиационной спецификации AECMA 1000D можно выявить основное содержание проблемы ИЛП и сформулировать связанные с ней задачи.

Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) включает в себя следующие процедуры (рис.20.):

- логистический анализ (Logistic Support Analysis) изделия, выполняемый с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности к поддержке, а также установления требований:

· к конструкции изделия, размещению его агрегатов и узлов, подлежащих регулярному обслуживанию, замене и ремонту;

· к вспомогательному и испытательному оборудованию;

· к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала;

· к системе и средствам обучения;

· к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т.д.;

· к организации хранения, транспортировки, упаковки и т.д.

- планирование технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning):

- разработка концепции ТОиР, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТОиР;

- интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), в т.ч.:

· определение параметров начального и текущего материально-технического обеспечения;

· кодификация предметов поставки;

· планирование поставок изделий;

· управление заказами на поставку предметов снабжения;

· управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения;

· меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation), проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия.

В ходе ЛА решаются следующие основные задачи:

· формирование требований к проекту и к системе поддержки на основе сравнения с существующими аналогами;

· корректировка проектных решений, направленная на обеспечение эффективной эксплуатации.

Проблемы логистической поддержки производства (внутрипроизводственной логистики) требуют особого предисловия. Классифицируя микрологистические системы, мы подразделили их на два вида, один из которых включает только внутренние потоки фирмы, а второй в дополнение к названным еще и входные и выходные потоки. Подразделение на заготовительную, внутрипроизводственную и распределительную логистики осуществляется на несколько иных принципах, чем разделение систем на макро- и микрологистические. Микрологистическая система воплощает логистику основного звена рыночной экономики, представляющую собой сосредоточенную систему, в этом случае приходится работать с входными, внутрисистемными и выходными потоками.

Внутрипроизводственная логистика занята изучением и управлением потоками и запасами внутри самой системы; входной же и выходной потоки для внутрипроизводственной логистики - это некая заданность, условия, ограничения. Структура логистики фирмы в целом представлена па рис. 7.5.

Рис. 7.5.

В своем функционировании логистическая система должна находиться в тесной взаимосвязи с другими структурными подразделениями фирмы. Кроме того, на нынешнем этане конкурентной борьбы логистика выполняет функцию целеполагания и постановки конкретных узких задач другим подразделениям фирмы. В интегрированном виде задачи (функции) внутрипроизводственной логистики могут быть сформулированы следующим образом:

  • - планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
  • - разработка план-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям предприятия;
  • - разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
  • - установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
  • - оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
  • - участие в загрузке производственных мощностей заказами потребителей;
  • - контроль количества и качества готовой продукции;
  • - участие в разработке и реализации производственных нововведений;
  • - контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Материальная логистика во внутрипроизводственном проявлении представляет собой достаточно сложное формирование; она включает в себя логистику производственного процесса, складскую, внутритранспортную логистику и т.д.

Внутрипроизводственная логистика занимает в нашей типологии особое место. Логистический поток в данном случае практически сводится к потоку материальному, так как финансовые потоки при отсутствии товарно-денежных отношений не образуются, а информационные - в достаточной мере детерминированы технологическими процессами. Логистические процессы перемещения и складирования предметов труда, неотъемлемая часть любого производственного процесса, являются следствием разделения труда. Внутрипроизводственную логистику как таковую рассматривать вне предпринимательского контекста можно лишь с сугубо технологических позиций. Интегральная же концепция логистики требует видеть место внутрипроизводственной логистики в воспроизводственном цикле. В соответствии с этим целесообразно представить производство в ряду основных функций предприятия (табл. 7.6).

Во внутрипроизводственной системе погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ чисто технически выделяют склады (структурные элементы, выступающие с логистической точки зрения как запасы) - сооружения, специально оборудованные площадки или устройства, предназначенные для приема, хранения и выдачи грузов, и грузопотоки - определенное количество однородных грузов, перемещаемых по заданному направлению за установленный период.

Таблица 7.6. Основные функции предприятия

Наименование функции

Примечание

Маркетинг

Изучение, анализ и формирование рынков, направленные на удовлетворение потребностей получателей

Основной предмет функциональной деятельности - информация

Сбыт (продажа)

Распределение и доведение готовой продукции и услуг до потребителей

Основной предмет функциональной деятельности товар

Финансовое

(финансирование)

Мобилизация и привлечение финансовых и денежных ресурсов: собственных ресурсов и ресурсов инвесторов и кредиторов

Финансы - метаресурс, необходимый для приобретения всех других ресурсов

Обеспечение

Кадровое (найм персонала)

Поиск, подбор, найм, подготовка, переподготовка, обучение персонала предприятия (менеджеров, специалистов, рабочих, служащих)

В некоторых классификациях этой функции не придается самостоятельное значение

Материально-техническое

Приобретение, доставка, сохранение и подготовка к использованию материально-технических ресурсов во всех видах функциональной деятельности предприятия

Материально-техническому обеспечению подлежат все виды деятельности предприятия

Производство (изготовление)

Соединение материально-технических ресурсов и живого труда в процессе превращения предметов труда в продукт труда (продукцию предприятия)

Характерна для производственного предпринимательства

Управление (менеджмент)

Системная функциональная деятельность, направленная па достижение цели предприятия

Особый вид целенаправленной деятельности предприятия

В этом случае схема логистических потоков может принять вид, изображенный на рис. 7.6. В данном случае все потоки носят материальный характер, при этом выделены внешние потоки, межцеховые потоки материалов и комплектующих изделий, а также межцеховые производственные потоки.

Рис. 7.6.

Существует множество факторов, оказывающих влияние как на размер запасов, так и на интенсивность потоков внутрипроизводственной логистики. Эти факторы, оказывающие как прямое, так и опосредованное влияние, могут быть объединены в четыре группы:

  • 1) отраслевые факторы (сгруппированные по технологическому, а не административному принципу):
    • - номенклатура, габаритные размеры и масса потребляемых фирмой материалов и комплектующих изделий;
    • - количество поставщиков материальных ресурсов;
    • - количество получателей готовой продукции;
    • - существующая система организации внешних перевозок;
    • - наличие или отсутствие посреднических фирм;
  • 2) региональные (межотраслевые) факторы:
    • - существующая в регионе система связей с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (непосредственная, через оптовые базы в регионе или вне его);
    • - наличие или отсутствие специализированных предприятий, обеспечивающих перевозки внутри региона, осуществляющих ремонт средств механизации и автоматизации загрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;
    • - наличие специализированных транспортных и логистических предприятий;
  • 3) внутрипроизводственные факторы:
    • - габаритные размеры и масса изготавливаемой продукции;
    • - объем выпуска продукции;
    • - тип производства (единичный, серийный, массовый);
    • - форма организации производственного процесса (технологическая, предметная, подетальная);
    • - генплан предприятия (взаимное расположение производственных подразделений и складов, рельеф местности, наличие подъездных путей и т.д.);
    • - компоновка технологического оборудования;
    • - строительные характеристики складских и производственных помещений (количество пролетов, высота помещений, допустимые нагрузки на иол и перекрытия и др.);
  • 4) управленческие факторы:
    • - наличие автоматизированной системы управления производством;
    • - степень охвата технологических процессов автоматизированной системой управления.

Особую роль в данном случае играют логистические операции - обособленные совокупности действий, направленные на преобразование материального (во внутрипроизводственной логистике - в основном) и информационного потоков. Логистические операции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегий, характеристиками целевой функции.

При рассмотрении типологии логистики уже указывалось, что возможна ее дальнейшая декомпозиция. Так, в составе производственной логистики следует отмстить разницу в организации внутрипроизводственной логистики промышленных и строительных предприятий. На промышленном предприятии логистический материальный поток состоит из сырья, материалов, комплектующих изделий, сборочных узлов, покупных полуфабрикатов, вспомогательных материалов, запасных частей, закупаемых на рынке средств производства. В результате производственной деятельности создаются готовые изделия, подлежащие сбыту. При посредничестве торговых и логистических предприятий эти изделия становятся предметом дистрибьюции па рынках средств производства или предметов потребления. В интегральных продуктовых линиях в роли готовых изделий могут выступать продукты (обработанные детали, комплектующие, сборочные узлы), которые в соответствии с долгосрочными соглашениями о производственной кооперации поступают непосредственно другим производителям.

Во внутрипроизводственной логистике логистический подход приобретает особые черты и находит свое воплощение в реализации принципа "точно в срок"). Данный факт носит совершенно неформальный характер, так при этом по существу изменяется характер причинно-следственной связи и предпринимательские системы на информационном, а в ряде случаев (в зависимости от типа применяемых логистических систем) и технологическом уровне превращаются из толкающих в вытягивающие. Сравнение характера менеджмента в случаях традиционного и логистического подходов представлено в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Сравнение логистического и традиционного подходов в менеджменте фирмы

Факторы

Логистический подход

Традиционный подход

Оцениваются как пассивы. Все усилия должны быть направлены на их устранение. Страховые запасы стремятся к нулю

Оцениваются как активы. Защищают производство от ошибок прогнозирования и ненадежности поставщиков. Большинство запасов имеет страховой характер

Размер запаса,

количество

материальных

ресурсов

Размер показывает текущую потребность. Минимальное количество материальных ресурсов в поставке применяется как для производителя, так и для поставщика

Количество запаса определяется экономичным размером. Не учитывается изменение запаса при изменении затрат в сбыте при переходе на меньшее количество готовой продукции

Высокий приоритет. Отслеживание изменений спроса путем быстрой переналадки оборудования. Ориентация на производство небольших партий готовой продукции

Низкий приоритет. Обычная цель - максимизация объема выпуска готовой продукции

Запасы незавершенного производства

Стремление к устранению запасов незавершенного производства

Являются необходимым элементом. Аккумулируются между структурными подразделениями и являются основой производственно-технологических циклов

Поставщики

Рассматриваются как партнеры по бизнесу. Поддерживаются отношения с небольшим количеством надежных поставщиков

Наличествует большое количество поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция

Качество

Идеология TQM. Наличие дефектов рассматривается как недостаточная эффективность снабжения, производства и дистрибьюции

Допускается незначительное количество дефектов. Выборочная инспекция качества готовой продукции

Поддержка технологическим оборудованием

Существенна предварительная поддержка. Процесс может быть прерван, если поддержка не обеспечивает непрерывность доставки материальных ресурсов и незавершенного производства вовремя

Осуществляется по мере необходимости. Не считается критичной, пока поддерживаются необходимые запасы

Ведущее время

Поддерживается как можно короче, при этом возрастает скорость реакции каналов снабжения и уменьшается неопределенность, связанная с прогнозом потребности

Допускается длинное ведущее время, поскольку нет потребности в его уменьшении, пока возможна компенсация за счет страховых запасов

Персонал

Требует согласованности действий как рабочего, так и управленческого персонала. Не допускаются изменения в логистическом процессе, без опережающей согласованности

Управление осуществляет общий менеджмент. Изменения не зависят от персонала нижних уровней.

Применительно к материальной логистике наиболее часто встречающимися логистическими операциями являются складирование, транспортировка, комплектация, загрузка, разгрузка транспортных средств, внутреннее перемещение грузов, т.е. перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции при реализации логистической функции производства. В широком смысле к логистическим операциям относятся также сбор, хранение и обработка данных информационного потока, соответствующего рассматриваемому материальному потоку (во внутрипроизводственной материальной логистике - грузопотоку).

Для определения на предприятии объема логистических операций следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутри складские и прочие грузопотоки.

Перечисленные грузоперевозки зависят от целого ряда факторов, в первую очередь от уровня организации производства. Так, на объем межцеховых грузопотоков значительное влияние оказывают сложность производственной структуры, существующая система складирования и организации межцеховых перевозок. В зависимости от этих факторов межцеховые грузопотоки могут существенно превышать объем внешних грузопотоков предприятия.

Внешний грузооборот не учитывает внутризаводских перевозок и перевозок грузов. Перевалка представляет собой законченный цикл процесса перемещения в пределах грузопотока.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить следующую модель определения объема логистических операций для организации материальных потоков в производстве:

где 0 - общий объем логистических операций; ()" - объем логистических операций на грузопотоках внутрипроизводственной логистической системы; ¿ = 1," - количество грузопотоков внутрипроизводственной логистической системы; - объем логистических операций на склада х внутрипроизводственной логистической системы; ) = ,т - количество складов внутрипроизводственной логистической системы.

В наиболее распространенной организационной структуре предприятия общий объем логистических операций примет следующий вид:

где 0^т - объем логистических операций на внешних грузопотоках (прием, отправление); С£ - объем логистических операций на общезаводских складах; 0^а - объем логистических операций на межцеховых грузопотоках; - объем логистических операций па цеховых и межцеховых складах; (£1у - объем логистических операций на межучастковых грузопотоках; 0^у - объем логистических операций на межучастковых складах; ££о - объем логистических операций на межоперационных грузопотоках.

Отдельные составляющие данной модели определяются следующим образом:

где К"^ =/(См) - количество внешних грузопотоков; С сложность изготавливаемой продукции; = /(0",МС) -величина внешних грузопотоков прибытия и отправления; Ом - объем производства предприятия; Ме - материалоемкость продукции; К^р = /(ВГ,У0) - количество перевалок на внешних грузопотоках; В, - вид груза; У0 - уровень организации логистических операций;

где К^=/(К^^ - количество общезаводских складов;

Квн - количество внешних грузопотоков; К"|1С = /(К"м) -количество внутрискладских грузопотоков; Фх - факторы, зависящие от условий хранения грузов; К^^, = /(У") " количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

3С=/(П|Ш) - объем складских запасов; Пвн - объем внешних грузопотоков;

где Кми=/(Усп) - количество межцеховых грузопотоков; У£п - уровень специализации цехов предприятия;

ПМ1| =/(К^-с,У"1|) - межцеховых грузопотоков; Кс - количество межцеховых и цеховых складов; К^р = /(У") - количество перевалок на межцеховых грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где К"и = /(К"шУП|) - количество внутрискладских грузопотоков; К" количество межцеховых грузопотоков; Уси - уровень специализации цехов предприятия;

Кми.ц = /(У"п) - количество межцеховых и цеховых складов; П|И. = /(Пмц) - величина внутрискладских грузопотоков; Пмц - объем межцеховых грузопотоков; Зс - объем складских запасов; К^у||1|| =/(У") - количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; Уо - уровень организации логистических операций;

где К^, =/(У^,) - количество межучастковых грузопотоков; Уу - уровень специализации производственных участков; с"Пму = /(К"фс,У*п) - объем межучастковых грузопотоков; К",]," - количество межучастковых складов полуфабрикатов; К"|ури = /(У") - количество перевалок на межучастковых грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где: К"ф" = /(Ус") - количество межучастковых складов полуфабрикатов; - уровень специализации участков; КШ1 = /(Кму"^си) - количество внутрискладских грузопотоков; К" - количество межучастковых грузопотоков;

=/(Пму,Уе") - объем внутрискладских грузопотоков; Пму - объем межучастковых грузопотоков; Зс - объем складских запасов; Фх - факторы, зависящие от условий

храпения грузов; К^утрп=/(У0) - количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где К"10|| = /(ОБ(Л - количество межоперационных грузопотоков; ОБс - доля складского и транспортного оборудования с совмещением технологических и транспортных операций в общем количестве; ПМО|| =/ГОБс) -объем межоперационных грузопотоков; К",",1", = /(У") - количество перевалок на межоперационных грузопотоках; Ус -уровень организации логистических операций.

Дальнейшее перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов уже не является функцией внутрипроизводственной логистики, так как это перемещение является уже частью технологического процесса обработки, а хранение осуществляется в накопительных устройствах технологического оборудования. Значительный интерес представляет совмещение технологических и логистических операций (к примеру, на роторных линиях обработки), но это должно быть темой самостоятельного рассмотрения, к тому же в большей степени в рамках не логистики, а организации производства.

Системный подход к проектированию ЖЦ изделия и вытекающий из него комплекс управленческих мероприятий, направленных на сокращение этих затрат, объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП – Integrated Logistic Support) . Концепция ИЛП возникла почти одновременно с самой интегрированной логистикой как результат осмысливания многолетнего опыта эксплуатации военной техники в армиях США и Великобритании.

Интегрированная логистическая поддержка – методология оптимизации стоимости ЖЦ изделия с учетом критериев его наилучшей пригодности к поддержке эксплуатации, надежности и ремонтопригодности, основанная на построении интегрированной логистической системы.

В понятие ИЛП входят:

· исследование состояния рынка и прогнозирование перспектив сбыта изделий, планируемых к производству;

· определение инфраструктуры системы обслуживания изделий в период эксплуатации, в том числе планирование процедур материально-технического обеспечения, диагностики состояния изделий, ремонта и т. п.;

· учет требований ремонтопригодности при проектировании изделий, разработка средств обслуживания сложной техники параллельно с разработкой самого изделия;

· расчет надежности и длительности безотказной работы изделий;

· расчет затрат на производство и эксплуатацию изделий;

· определение состава и необходимого объема запасных частей;

· обучение обслуживающего персонала;

· поддержка связей между производителем и потребителем путем доступа потребителя к интегрированной базе данных изделия с целью упрощения диагностики состояния и ремонта изделий, а также получения изготовителем данных о неисправностях и отказах для принятия мер по повышению надежности изделий;

· классификация и кодификация изделий и материалов, необходимые для упрощения поиска нужных данных в справочниках и БД, исключения дублирования проектов, ускорения составления заявок на поставки комплектующих и т. п.;

· разработка и сопровождение электронной эксплуатационной и ремонтной документации;

· традиционные логистические процедуры, такие как упаковка, складирование, транспортировка изделий.

Пригодность к осуществлению поддержки эксплуатации (supportability) – степень соответствия конструктивных характеристик изделия и интегрированной логистической системы поддержки его эксплуатации требованию постоянной готовности изделия к работе или приведения его в готовность за приемлемое время.

Система интегрированной логистической поддержки (ИЛП-система) изделия – интегрированная логистическая система, обеспечивающая поддержку эксплуатации данного изделия в течение всего его ЖЦ в соответствии с требованиями ИЛП.

ИЛП реализуется посредством применения специализированных информационных технологий (ИТ) и соответствующих программно-методических средств. Базовым стандартом в области ИЛП, получившим в Европе de-facto статус международного, является стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60: Интегрированная логистическая поддержка. Это новейший стандарт, в настоящее время состоит из двенадцати томов, охватывающих основные аспекты ИЛП.

Большинство сложных технических задач разрабатывается по специальному заказу. Для таких изделий разработка ИЛП-системы начинается практически одновременно с разработкой самого изделия. В ходе разработки концепции изделия вырабатываются также и общие принципы организации поддержки его эксплуатации. Зная концепцию, можно определить структуру и порядок функционирования будущей ИЛП-системы изделия (рис. 8.1).

Рис. 8.1 - Жизненные циклы изделия в ИЛП:

- стадии ЖЦ ИЛП

Этапу проектирования и производства изделия соответствует этап проектирования ИЛП-системы (на рис. 8.1 – проектирование стратегии поддержки эксплуатации ). Здесь методом последовательного приближения определяется конструкция изделия, обеспечивающая наилучшую пригодность к поддержке эксплуатации. Каждый вариант конструкции имеет свои функциональные характеристики и, соответственно, характеристики ИЛП. Поэтому возникает необходимость в управлении конфигурацией изделия и его ИЛП-системы.

На этапе эксплуатации (на рис. 8.1 – поддержка эксплуатации изделия) постоянно осуществляется мониторинг и анализ состояний изделия и его ИЛП-системы с целью проверки соответствия фактических и расчетных значений их характеристик. Выявленное таким путем несоответствие фактической и расчетной степени пригодности изделия к поддержке эксплуатации может повлечь за собой пересмотр ИЛП-системы, а в худшем случае – конструкции или даже концепции изделия.

По завершении утилизации изделия подсчитывается окончательная стоимость ЖЦ изделия и оценивается общая эффективность организации ИЛП.Такая оценка вместе с архивными данными о функционировании ИЛП-системы может использоваться при организации ИЛП для изделий аналогичного типа или назначения. На рис. 8.1 это стадия завершения поддержки эксплуатации изделия.

Главное, на что следует обратить внимание, – постоянный контроль за текущей или реальной стоимостью ЖЦ изделия. Важность жесткого регулярного контроля обусловлена необходимостью доказать пользователю, что полученная в конечном итоге стоимость ЖЦ изделия оптимальна.

Интегрированная логистическая поддержка включает в себя следующие процедуры:

· логистический анализ (Logistic Support Analysis) изделия, выполняемый с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности к поддержке, а также установления требований:

– к конструкции изделия, размещению его агрегатов и узлов, подлежащих регулярному обслуживанию, замене и ремонту;

– к вспомогательному и испытательному оборудованию;

– к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала;

– к системе и средствам обучения;

– к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т. д.;

– к организации хранения, транспортировки, упаковки и т. д.

· планирование технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning):

– разработка концепции ТОиР, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТОиР;

· интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), в том числе:

– определение параметров начального и текущего материально-технического обеспечения;

– кодификация предметов поставки;

– планирование поставок изделий;

– управление заказами на поставку предметов снабжения;

– управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения;

· меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation) , принимаемые на стадии проектирования и в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия. Указанная документация используется при закупке, поставке, вводе в действие, при эксплуатации, сервисном обслуживании и ремонте изделия.

В системах ИЛП контролируются процессы поставки изделий, формирования и исполнения заявок. Следует отметить, что ИЛП тесно связана с обеспечением управления качеством продукции в соответствии со стандартами серии ISO 9000.

Приоритетным направлением в сфере ИЛП ЖЦИ становится создание автоматизированных информационно-логистических систем (как стационарных, так и мобильных), на базе технологий, интегрирующих прогнозирующий мониторинг технического состояния объектов и процессы их ЖЦ в единое информационное поле: сканирование информации с основных узлов/агрегатов изделия и передача ее по беспроводным каналам связи на порталы управления ИЛП ЖЦИ позволит принимать оптимальные решения по управлению производством и поставкой МКЗ и послепродажному обслуживанию сложной техники (рис. 8.2). Это даст возможность существенно сократить затраты, связанные с простоем техники и созданием колоссальных запасов комплектующих и запчастей к ней, за счет эффективного управления материально-техническим обеспечением не на основе долгосрочного планирования, а в режиме реального времени.

Рис. 8.2 - Система ИЛП в реальном времени

Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) - совокупность видов деятельности, осуществляемых головным разработчиком изделия совместно с другими участниками жизненного цикла изделия и направленных на формирование системы технической эксплуатации изделия, обеспечивающей эффективное использование изделия при приемлемой стоимости его жизненного цикла (ГОСТ Р 53393).

Техническая эксплуатация (ТЭ) - это часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия.

Система технической эксплуатации (СТЭ) - совокупность взаимосвязанных объектов технической эксплуатации (финальное изделие, комплекс, образец), средств эксплуатации, исполнителей и документации, устанавливающей правила их взаимодействия (ГОСТ Р 56136).

Средства эксплуатации - это здания, сооружения, технические устройства, инструмент, запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации.

Основные задачи ИЛП

Анализ логистической поддержки;
. планирование технического обслуживания (ТО) и управление ТЭ;
. планирование и управление материально-техническим обслуживанием (МТО);
. разработка и сопровождение эксплуатационной документации (ЭД);
. формирование требований к средствам ТО (к оборудованию, необходимому для обеспечения эксплуатации и ТО), к численности и квалификации персонала, к техническим средствам обучения;
. разработка требований к процессам упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортирования, к инфраструктуре системы ТЭ;
. формирование мер поддержки программного обеспечения и вычислительных средств;
. мониторинг технического состояния на стадии эксплуатации;
. планирование утилизации изделия, его составных частей и средств ТО.

Задачи ИЛП решаются в ходе всего ЖЦ изделия, в том числе:
. на стадии разработки изделия формируются требования к элементам СТЭ и проектируются элементы СТЭ (на этих этапах ЖЦ результаты деятельности в области ИЛП влияют на конструкцию изделия в части обеспечения надежности, эксплуатационной технологичности и других эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ);
. на стадии эксплуатации изделия (вплоть до списания и утилизации) обеспечивается техническая, методическая и информационная поддержка функционирования элементов СТЭ с использованием постоянно пополняемой базы данных и документов ИЛП, а также периодически проверяется выполнение заданных требований, используемых документов и данных с их актуализацией при необходимости;
. при модификации изделия на стадиях эксплуатации и (или) капитального ремонта (если он предусмотрен) вносятся изменения, связанные с условиями эксплуатации, используемыми технологиями, экономическими факторами и др.

Виды деятельности ИЛП логически и информационно интегрированы в единый комплекс процессов, в который вовлечены как разработчик (поставщик), так и заказчик (эксплуатант). Информационная интеграция процессов обеспечивает обратную связь между процессами: сведения, полученные в ходе эксплуатации, используются для совершенствования конструкции изделия и организации СТЭ.

Для решения задач анализа логистической поддержки и мониторинга технического состояния изделия на стадии эксплуатации мы рекомендуем использовать программные комплексы, разработанные специалистами НИЦ "Прикладная Логистика" - LSA Suite и ILS Suite.

Cистема ILS Suite предназначена для решения задач мониторинга технического состояния сложных машиностроительных изделий в ходе их испытаний и эксплуатации. Функциональность системы обеспечивает получение от эксплуатантов сведений о ходе эксплуатации изделий, их накопление, обработку и анализ, с тем, чтобы обеспечить непрерывный мониторинг состояния эксплуатируемых изделий и обеспечить высокий уровень их готовности и безопасности эксплуатации.