Стратегия и планирование рекламы. Разработка плана рекламной кампании организации на примере ооо "обелиск" Рекламный план на год

Если этот год был в большей мере направлен на создание сильной внутренней структуры, корпоративного имиджа, увеличение лояльности сотрудников, то основные усилия в будущем году будут направлены во внешнюю среду, на создание положительного образа компании в обществе, а так же поднятие статуса риэлторской деятельности в целом. Поэтому, кроме основных источников рекламы, обязательно нужно будет использовать различные PR-технологии, с привлечением СМИ (статьи в газетах, выступления по ТВ, спонсорство и т.д.).

Кроме того, созданную с таким трудом внутреннюю корпоративную культуру нужно не только поддерживать, но и развивать дальше.

Список основных расходов выглядит таким образом.

I. ТЕКУЩАЯ РЕКЛАМА.

Специализированные издания являются основным источником пополнения базы данных, как по объектам, так и по покупателям. Поэтому достойная реклама в этом виде СМИ является крайне необходимым. Кроме того, следует помнить, что это те издания, которые регулярно просматривают все сотрудники как нашего, так и других агентств. Отсутствие имиджевой рекламы агентства хотя бы в одном выходе многие риэлтора будут считать как свое личное оскорбление. В настоящим момент в газете выходит блок, размером ¼ страницы. Все остальные агентства дают по несколько разворотов (4-6 страниц). Нашему агентству нужно давать минимум 1 страницу в газеты.

Расчеты произведены при условии, что цены на размещение рекламы в течение года не будут меняться.

Название газеты Выходов в год Стоимость выхода Расходы в среднем в месяц Всего за год
Маклер 52
Авизо
Недвижимость
Мир квартир
Город
Ого
Всего 52

Сюда следует отнести дизайн и изготовление макета. За год эта сумма составит XXX у.е. Таким образом, годовой расход на поддержание имиджа компании в специализированных изданиях составляет XXX у.е.

Этот источник информации является так же необходимым, поскольку многие люди регулярно пользуются этим видом информации. Планируется размещать свою рекламу в таких справочниках: «Эксодус», «Справочник 09» а так же «Вся Одесса, Мир золотых страниц».

Справочники выходят два раза в год, стоимость рекламы в одном выходе равняется 100у.е. Таким образом общая стоимость годового размещения составляет AAA у.е.

Примерный расчет составляет:

Район Количество Стоимость проклейки Аренда (месяцев) Стоимость 1-го месяца работы Итого
Центральный 2
Киевский 2
Суворовский 2
Молдаванка 1
Малиновский 2
Приморский 2
Всего 11


Таким образом, общая сумма затрат наружную рекламу составляет 11 580 у.е.

Телевидение .

В связи с высокой стоимостью этого вида рекламы, использовать его нужно только в случае необходимости. Чтоб рекламная кампания на ТВ дала эффект, на нее должно быть затрачено не менее у.е. Поэтому планируется выход на ТВ только один раз за год – на Новый год или на свой День рождения (или попытаться совместить).

Кроме того, в течение года будут различные мероприятия, которые нужно будет, как следует осветить, а так же выступления и комментарии различных сотрудников агентства (например, директоров с ответами на вопросы и разъяснением отдельных вопросов). На это планируется затратить еще около у.е.

Таким образом, общая сумма средств, необходимых на Телевиденье составляет 000 у.е.

Радио .

Несмотря на то, что реклама на радио является менее эффективным рекламным носителем, чем телевиденье, ее стоимость не намного ниже. Реклама даст положительный эффект в случае затрат не менее у.е. на одну рекламную компанию, которая должна длится примерно 10-15 дней. Поэтому использовать радиорекламу планируется 3 раза в год: поздравления на 8 марта, «С днем Рождения» и на Новый год. В сумме на эти три кампании уйдет у.е.

Кроме того, по радио можно будет сообщать о различных больших событиях в Агентстве, например, открытие нового филиала. На это может уйти еще у.е.

Таким образом, суммарные расходы на радио составят у.е .


II. СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ.

Сувенирная продукция является не только дополнительной рекламой агентства, но и необходимым атрибутом работы: фирменные ручки, календари, блокноты, ежедневники и т.д. подтверждают не только высокий имидж и серьезность намерений компании, но и предают определенную уверенность сотрудникам.

Ежедневники датированные – штук по у.е. Из них пойдет в филиалы, а остальное останется в ГО для подарков. Итого: у.е.

Ежедневники недатированные – штук по у.е. Из них примерно пойдет в филиалы, а остальное останется в ГО. Итого у.е.

Планеры настольные – штук по у.е. Из них примерно уйдет в филиалы, а остальное останется в ГО. Итого: у.е.

Календари настольные – штук по у.е. Из них примерно уйдет в филиалы, а остальное останется в ГО. Итого: у.е.

Календари настенные – штук по у.е. Из них примерно уйдет в филиалы, а остальное останется в ГО. Итого: у.е.

Календари карманные – нужно будет заказывать 2 раза по 20 тыс. штук. Всего за обе партии выходит 1 500 у.е.

Ручки фирменные – штук по у.е. Всего у.е.

Остальная сувенирная продукция (блокноты, чашки, дополнительные ручки и т.д.) будет заказываться за счет филиалов.

ИТОГО ЗА СУВЕНИРНУЮ ПРОДУКЦИЮ: У.Е.

III. СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА КОМПАНИИ В ОБЩЕСТВЕ (PUBLIC RALATIONS).

С 1 января года в силу вступают некоторые Законы, регулирующие аспекты работы с недвижимостью. В связи с этим будет множество всевозможных вопросов – прекрасная возможность показать себя как знатоками своего дела. В это время очень желательно выступить по телевидению, а так же напечатать несколько статей с ответами на вопросы в наиболее популярных газетах: «Вечерняя Одесса», «Аргументы и Факты», «Теленеделя», «Комсомольская правда в Украине».

Кроме того, в течении года нужно будет напечатать еще несколько статей о рынке недвижимости, а так же о работе нашего агентства.

Одна статья будет стоит в районе 400 у.е. Очень желательно, чтоб вышло минимум по две статьи в каждом из перечисленных изданиях. Таким образом, общая сумма статей составит у.е . Выступления по телевизору, еще около у.е.

Отдельно можно будет создать небольшие проспекты (они должно быть готовы до 1 декабря текущего года), рассказывающие о новых законах, некоторых подводных камнях, которые будут встречать потребители, а так же, как наше агентство сможет помочь им обойти все эти преграды и опасности. Обойдется это примерно в у.е.

Небольшие информационные блоки в городских новостях так же будут иметь достаточно положительный эффект. Такие новости можно будет пускать раз в квартал, т.е. 4 раза в год. Всего это обойдется примерно в у.е.

ИТОГО НА СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ: У.Е.

IV.МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В течении года планируется провести следующие исследования:

Цель исследования Месяца Стоимость (в у.е.)
Внешние исследования.
1. Известность различных агентств недвижимости. Февраль-Март
2. Общественное мнение об АН «ПРЕЗИДЕНТ». Апрель-Май 0
3. Доля рынка различных участников. Октябрь-Ноябрь
4. Известность различных агентств недвижимости. Сентябрь-Октябрь
5. Общественное мнение об АН «ПРЕЗИДЕНТ». Ноябрь-Декабрь
Внутренние исследования.
1. Удовлетворенность от работы. Март-Апрель
2. Мнение коллектива об агентства. Июнь-Июль
3. Оценка работы агентства, достижения. Сентябрь-Октябрь
Всего

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности интернет-продвижения Hand Made брендов в социальных сетях. Характеристика компании и ее целевая аудитория. Разработка программы продвижения, ее цели, задачи и инструменты. Методика вовлечения аудитории, проведение мастер-классов и конкурсов.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2014

    Место рекламы в продвижении товара и услуг. Виды рекламы и их применение. Оценка эффективности рекламных мероприятий. Специфика разработки рекламных мероприятий для ресторанного бизнеса. Разработка рекламных мероприятий для бара "Лофт", расчет их бюджета.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2012

    Изучение формирования сервисной деятельности на примере компании "Матрица", занимающейся созданием и продвижением сайтов, организацией рекламных кампаний в сети Интернет. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию сервисной политики фирмы.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2015

    Изучение теоретико-методологических аспектов продвижения продуктов питания. Характеристика коммерческой деятельности предприятия ОАО "Южуралколбаса". Оценка эффективности рекламных мероприятий компании. Расчет цены на изделие, разработка системы скидок.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2012

    Разработка и создание предлагаемого товара или услуги. Планирование рекламных компаний, оптимально соответствующих бюджету клиента. Организация пресс-конференций, презентаций и других мероприятий. Разработка предварительного сценария рекламной акции.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2015

    Основные виды продвижения товара в маркетинге. Формирование образа престижности, низких цен и инноваций. Характеристика специфики продвижения в сети Интернет компании малого бизнеса. Продвижение компании "Antuanette" средствами связей с общественностью.

    дипломная работа , добавлен 01.01.2017

    Особенности разработки рекламных кампаний в Интернете. Цели рекламных мероприятий. Привлекательность интернет-рекламы, ее особая роль в системе маркетинговых коммуникаций. Методика разработки рекламной кампании для системы электронных платежей Visa.

    реферат , добавлен 23.11.2014

    Рекламные агентства полного цикла (или полнокомплексные агентства). Создание рекламных кампаний, выведение новых продуктов и брендов, реализация по нескольким городам и странам. Классификация рекламных агентств по географическому признаку и видам услуг.

    реферат , добавлен 24.05.2009

    Деятельность рекламного агентства, его основные функции. Специализированные, креативные и виртуальные агентства. Виды доходов рекламных агентств, комиссионная и гонорарная система. Управление, финансовые службы, кадровые подразделения рекламных агентств.

    реферат , добавлен 01.04.2010

    Основные инструменты продвижения бренда в социальных медиа. Репутационные риски организации и методы борьбы с негативом в сети Интернет. Анализ маркетинговой деятельности компании "Аэрофлот", разработка мероприятий по совершенствованию digital-стратегии.


Начался новый год и настало время задуматься, что же мы можем и должны ожидать от интернет-рекламы в течение ближайших 12 месяцев.

В таком случае нельзя терять время, нужно заняться его разработкой прямо сейчас.

Для создания успешного плана нужно проанализировать результаты прошедшей рекламы, оценить позиции конкурентов, детально проработать свое предложение и сделать еще многое другое.

Такой план позволит вам развиваться и покажет как достигать поставленных бизнес-целей.

Итак, рассмотрим 10 шагов по созданию эффективного плана привлечения платного трафика на сайт:

1. Изучите прошлогодние результаты

Базовой или отправной точкой для создания хорошего плана должны стать результаты уже проведенных рекламных кампаний. Изучите данные за последний год, а лучше даже за несколько лет.

Обратите внимание на успехи и неудачи, которые происходили в течение года и ответьте на вопросы:

    Вы достигли своей цели?

    Какие выводы вы сделали исходя из успехов и провалов?

    Имело ли смысл делать что-то иначе, чем вы делали: проводить другие тесты, распределять бюджет, использовать разные типы рекламных кампаний и т.п.?

    Можно ли на основании собранной статистики выявить какие-то закономерности?

    Какие приемы, приносившие положительный результат в прошлом, сейчас перестают работать?

    Есть ли сезонные тенденции?

    Есть ли какие-то необъяснимые на первый взгляд всплески эффективности? Можно ли найти им объяснение и, если да, можно ли повторно их генерировать?

2. Определите свои цели

Проще говоря, без прогноза желаемых результатов невозможно будет сказать хорошо или плохо отработала реклама.

Проработайте цели на различные периоды: краткосрочные и долгосрочные. Продумайте, какие из целей вы озвучите специалистам по рекламе.

Составьте схему, иллюстрирующую, как с помощью маленьких локальных целей вы сможете обеспечить выполнение глобальных бизнес-показателей.

И обязательно наметьте промежуточные оценочные сессии, чтобы оперативно отслеживать выполнение поставленных целей и в случае чего своевременно вносить коррективы в работу.

3. Оцените конкурентов

Теперь давайте посмотрим на ваших конкурентов

Попробуйте собрать информацию по ставкам за несколько месяцев. Выясните, кто ведет постоянную агрессивную ставочную политику.

Есть ли сюрпризы? Есть ли бренды, которые вы ожидали увидеть, но не увидели? Почему их нет в рекламе? Может быть, они используют другие каналы привлечения трафика? Возможно, они не отображаются в аукционе, потому что используют другие условия показов своих объявлений.

Составьте список ваших основных конкурентов и попробуйте собрать о них такую информацию:

    Какой ставочной стратегии они придерживаются?

    Как выглядят их объявления?

    Как они используют другие каналы привлечения трафика?

Исходя из полученных ответов попробуйте выделить что-то полезное и для себя.

4. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны

После оценки конкурентов займитесь анализом своих сильных и слабых сторон.

Ответьте на следующие вопросы:

    Как ваше предложение оценивается по сравнению с предложениями конкурентов. В чем вы выигрываете и в чем проигрываете? Понимают ли это все сотрудники вашей компании?

    Доносите ли вы свои выгоды до конечного потребителя?

    Можно ли усилить ваше предложение?

    К правильной ли аудитории вы обращаетесь в рекламных посылах?

Сосредоточьтесь на еще большем усилении своих положительных качеств, изучите и постарайтесь внедрить в свой продукт сильные качества продукта конкурентов.

Конечно, такие маркетинговые исследования и последующие внедрения - это не быстрый процесс. Но для достижения успеха делать это нужно постоянно.

5. Определите, что изменить в настройках рекламных кампаний

Но, возможно, стоит провести аудит ваших кампаний “вторым” взглядом, чтобы точно определить можно ли в них что-то улучшить?

Внимательно посмотрите на свои существующие кампании, обратитесь за помощью к сторонним специалистам. Сейчас на рынке много предложений по бесплатному аудиту рекламы. Понятно, что цель этих аудитов - сделать вас клиентом агентства. Но тем не менее, есть вероятность получить несколько полезных советов, причем бесплатно. Разве плохо?

Если говорить более конкретно, то имеет смысл подумать над следующими моментами:

    Можете ли вы повысить конверсию, чтобы увеличить эффективность затрат по различным направлениям?

    Можете ли поработать над повышением эффективности обработки трафика с различных устройств?

6. Проведите обзор альтернативных каналов

Исходя из ваших целей, вы наверняка уже определили основные каналы и типы кампаний, которые помогут вам их достигнуть.

Однако, совсем не будет лишним подумать о других каналах, которые потенциально также могут быть вам полезны.

Рассмотрите возможность использования других рекламных систем, нишевых порталов, работу с аудиторией лидеров мнений в вашей тематике. Что из полученных вариантов имеет смысл протестировать в ближайшее время.

Не нужно хвататься сразу за все. Но полный список для потенциального теста и оценки вы должны иметь. Рано или поздно найдете свой клондайк.

Заложите определенный постоянный бюджет и время на тесты. Это существенно повысит шансы найти действенные площадки для рекламы.

7. Продумайте, как рекламные кампании должны влиять на процесс покупки

После определения приоритетных направлений рекламы и используемых рекламных кампаний, разработайте детальный сценарий поведения пользователя, совершающего покупку, и влияние каждой рекламной кампании на этот процесс.

Убедитесь, что у вас продумано все движение потенциального клиента к покупке, начиная с первого просмотра рекламного объявления и заканчивая удобным сервисом доставки купленного товара.

8. Выделите и распределите бюджет

Теперь, когда вы знаете, каких показателей нужно достичь и как это сделать, пришло время спланировать бюджет.

Определите финансовые пределы, которых вы будете придерживаться по каждой рекламной кампании. Возможно, это будет не постоянная величина, а зависимая от показателей рекламной эффективности: стоимости лида, количества кликов и т.п.

Повторюсь: не забудьте выделить немного дополнительного бюджета для тестирования различных каналов и гипотез.

Вы проделали большую работу: провели анализ рынка, проанализировали и спроектировали свои маркетинговые активности, выделили денег. И почти готовы начать.

Но есть еще один совет.

Покажите свои планы и расчеты коллегам, которые также участвуют в работе по достижению успеха: ваши продавцы, маркетологи, специалисты клиентского сервиса и так далее. Любой из них может неожиданно предложить качественное решение, которое вы могли упустить из виду.

Не отказывайтесь от такой возможности.

10. Будьте готовы вносить изменения

Будьте готовы оперативно реагировать изменения. Тогда все у вас будет в порядке!

Планирование рекламы, увязанное с маркетинговым планированием, может осуществляться на трех уровнях: годовой план рекламы, планы кампаний, тек-стовые стратегии для отдельного рекламного обращения вне рекламной кампа-нии. План рекламы и план кампании схожи по составу и по структуре, концен-трируясь на следующих элементах плана:

  • охват аудиторий: кого вы хотите охватить?
  • стратегия обращения: что вы хотите им сказать?
  • стратегия средств доставки рекламы: когда и где вы будете контактиро-вать с ними?

Схема, по которой проходит разработка годового плана рекламы или плана кампании, в некоторой степени похожа на ту, по которой разрабатывается план маркетинга. Раздел ситуационного анализа и определение целей и стратегий, например, присутствуют в обоих случаях. Наиболее важные отличия находятся в разделах, отвечающих за стратегии обращения и средства рекламы. Типич-ный план рекламы или кампании выглядит таким образом, как это показано в табл.7.1.

  1. Введение
  2. Ситуационный анализ
    • Проблемы использования рекламы
    • Благоприятные возможности использования рекламы
  3. Ключевые стратегические решения
  4. Творческий план
  5. Медиа-план
  6. План коммуникаций
    • стимулирование сбыта
    • связи с общественностью
    • прямой маркетинг
    • личные продажи
    • спонсорство, мерчандайзинг, упаковка, реклама в местах продажи
  7. Реализация и оценка
  8. Оценка
  9. Бюджет

Введение

Поскольку план рекламы не все имеют желание читать целиком, его резюме или краткий обзор должны содержаться в разделе, называемом введением. Ре-зюме содержит описание основных элементов плана и обычно занимает не бо-лее одной страницы. Краткий обзор, объем которого составляет одну-две стра-ницы, является более подробным и дает достаточно полное представление о плане.

Ситуационный анализ

Первый шаг на пути разработки плана рекламы (как и плана маркетинга) - это не планирование, а прощупывание почвы, другими словами, исследование и обзор состояния дел с точки зрения коммуникаций. Этот раздел детализирует поиск и анализ важной информации и тенденций, влияющих на рынок, конку-ренцию, поведение потребителей, саму компанию, товар или марку. Ключевое слово в названии этого раздела - анализ, осмысление всей собранной инфор-мации и ее значения для будущего успеха товара или марки.

Проблемы и возможности

Как в бизнес-планировании и маркетинговом планировании, один из способов анализа ситуации - определение проблем коммуникации, которые могут поя-виться, и возможностей, которые могут быть созданы или использованы.

Агентства применяют различные стратегии. Например, BBDO использует про-цесс, названный “поиском проблем”, суть которого заключается в прямом оп-росе потребителей с целью выяснения, какие проблемы, связанные с товаром или товарной категорией, их волнуют. DDB Needham выискивает все “препят-ствия к покупке”, т. е., причины, по которым люди не покупают или редко по-купают товар.

Реклама может решить только те проблемы, которые связаны с рекламным об-ращением, таким как образ, отношение, восприятие, знание или информация. Она не может решить проблемы, связанные с ценой товара или его доступно-стью, но обращение может изменить мнение о том, что цена слишком высока. Также оно может представить товар с ограниченным распространением как эксклюзивный.

Стратегические решения в рекламе

При разработке рекламной стратегии существует группа ключевых решений: установление целей и определение целевой аудитории, конкурентного пре-имущества, позиции товара, создание имиджа и индивидуальных отличий тор-говой марки.

Определение целей рекламы прямо вытекает из ответа на вопрос: какой резуль-тат требуется получить, воздействуя на целевую аудиторию? Обычно реклама стремится создать, изменить или укрепить отношения, которые заставляют потребителей опробовать новый товар, покупать его снова или перейти на по-требление другой марки товара. Реклама торговой марки направлена на созда-ние имиджа или индивидуальности товара и его позиции.

Моделирование результатов помогает анализировать воздействие рекламы и определять последовательность ее целей, исходя из так называемой ИЕРАРХИИ РЕЗУЛЬТАТОВ3. Классический подход, модель AIDA, описывает результаты воздействия на потребителей как процесс, начинающийся с внимания, продол-жающийся интересом, желанием и заканчивающийся действием. Ее вариаци-ей является модель DAGMAR (определение рекламных целей для измеримых рекламных результатов), разработанная Дэвидом Колли, которая начинается с осведомленности, продолжается знанием, затем убежденностью и заканчива-ется действием4.

DAGMAR работает следующим образом. Если у вас аллергия, а Procter & Gamble рекламирует новый стиральный порошок для людей с чувствительной кожей, объявление наверняка привлечет ваше внимание, - и вы осведомлены о товаре. Если именно вы покупаете стиральный порошок для своей семьи, то вы осознаете значимость объявления. Наконец, вы решаете опробовать товар, а потому, когда по почте вам приходит купон, вы возьмете по нему в магазине пробную упаковку порошка, т. е., вас побудили к действию.

Простых результатов легче достичь, а они в свою очередь приводят к более сложным. Чем сложнее результат, тем ниже процент людей, им соответствую-щих. Люди могут быть осведомлены о товаре, однако немногие решат его оп-робовать. Иерархическая модель иллюстрирует последовательность и относи-тельное влияние различных результатов.

Майкл Рэй разработал модель результатов рекламного обращения думать-чувствовать-делать, которая предполагает, что мы подходим к решению о покупке вследствие серии реакций 5. Эта модель определяет три категории ре-зультатов, названных познавательными (умственными, или рациональными), эмоциональными (импульсивными) и волевыми (решение или действие). Ро-берт Лавидж и Гарри Штейнер связали эти категории с иерархией результа-тов в модели.

Модель думать-чувствовать-делать также называют моделью высокой вовле-ченности из-за того, что она описывает стандартные реакции “активно мысля-щих” потребителей. Этот тип рекламы обычно предоставляет множество дета-лей о товаре и является очень информативным.

В отличие от этой модели, модель низкой вовлеченности меняет порядок реак-ций на думать-делать-чувствовать, считая, что потребитель узнает о товаре, пробует его, а затем формирует собственное мнение. Это происходит, когда различия между товарами незначительны и не требуют долгих размышлений. Также это называют импульсивной покупкой. Третья разновидность - это модель делать-чувствовать-думать, которая описывает, как люди покупают товар, а затем учатся на своем опыте. Это называют моделью рационализации: потребители выбирают товар, а затем оценивают свое решение и вырабатыва-ют устойчивое положительное отношение к товару.

Выбор целевых аудиторий

Реклама определяет ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ - людей, которым направлено обращение. Целевая аудитория может равняться целевому рынку, но часто в нее входят люди, не относящиеся к возможным потребителям. Например, целе-вая аудитория диетической программы может включать докторов, фармацев-тов, диетологов и правительственные агентства, занимающиеся вопросами здравоохранения и питания, а не только потребителей.

Целевые аудитории описываются с точки зрения их демографических катего-рий. Так как эти категории часто пересекаются, процесс описания аудитории - это также процесс сужения целевой аудитории. Например, вы можете исполь-зовать в качестве целевой аудитории женщин от 25 до 35 лет и покупателей пригородных торговых зон. Эти две категории будут пересекаться, так как оп-ределенная доля женщин в возрасте 25–35 лет совершают покупки в пригород-ных торговых зонах. Каждый раз, как вы добавляете еще одну характеристику целевой аудитории, ее размер уменьшается, так как группа определяется более узко. Этот вид анализа позволяет при планировании рекламы нацелиться на наиболее восприимчивую аудиторию

The Weather Channel определял свою аудиторию как “любителей метеопрогно-зов”, а также прочих телезрителей, с удовольствием регулярно смотревших передачи канала. Среди его приверженцев были мужчины и женщины в воз-расте от 18 лет и старше. Они любили также читать метеопрогнозы в газетах и слушать сообщения о погоде по радио или в передачах общенациональных ка-налов телевидения.

Однако творческим людям довольно сложно придумывать волнующие обра-щения для статистических данных. Они гораздо легче и убедительней пишут, ориентируясь на знакомого им человека, который подходит под описание. По-этому специалисты по рекламному планированию определяют ПРОФИЛЬ ти-пичного потребителя товара, а затем составители рекламных текстов ассоции-руют этот обобщенный облик с кем-то, кого они знают.

Характеристики товара и конкурентное преимущество

Важным шагом в определении конкурентного преимущества является анализ вашего товара в сравнении с товарами ваших конкурентов. АНАЛИЗ ОТЛИЧИЙ - это простой способ структурировать работу. Сначала необходимо составить таблицу с перечислением важных характеристик вашего товара и товаров ва-ших конкурентов. Например, для прохладительных напитков важен вкус, для автомобилей - мощность и надежность, а для модных наручных часов - ори-гинальность. Затем надо понять, насколько важна каждая характеристика для целевой аудитории, и оценить собственный товар по этим характеристикам. Ваше конкурентное преимущество лежит в той области, где вы располагаете сильной характеристикой, важной для целевой аудитории и слабой у конкурен-тов.

Индивидуальность торговой марки

Создание индивидуальности торговой марки для картофеля кажется непосиль-ной задачей, однако это удалось Idaho Potatoes. Он имел такой успех, что большинство людей стали называть коричневый картофель Idaho Potato неза-висимо от того, где действительно он был выращен. Однако название Idaho Potato является зарегистрированной торговой маркой Idaho Potato Commission. В своей рекламной кампании фирма разъясняла, что Idaho Potatoes - уникаль-ный товар, и покупателям следует искать на упаковке пометку “Сделано в Ай-дахо”, если они хотят купить натуральный картофель Idaho Potatoes.7

Рекламная кампания The Weather Channel стремилась к тому, чтобы канал стал ассоциироваться с образом его марки, который имел юмористический оттенок и указывал на приверженность теме метеорологии. Для этого рекламное агент-ство канала TWC использовало юмористический подход, который сделал нор-мальным и даже модным ироничное отношение к кабельному каналу прогноза погоды.

Стратегии позиционирования

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ - это маркетинговая стратегия, которая создает опреде-ленное положение товара и восприятие его покупателем по сравнению с кон-курирующим товаром. Чтобы помочь The Weather Channel избавиться от его потребительского образа и обеспечить ему особую рыночную позицию рек-ламное агентство TBWA Chiat/Day решило перепозиционировать TWC с учетом его страстной приверженности теме погоды, а не только компетентности в данной области. Однако исследования рынка указывали на то, что для полного перепозиционирования TWC реклама должна осуществить не только переори-ентацию направленности канала. Она должна была также прославлять интерес зрителей к погоде таким образом, чтобы ненавязчиво помочь им “выбраться из своего чулана” и сделать TWC привлекательным для более широкой аудитории.

Карты восприятия

После анализа свойств товара вы должны описать наиболее важные его харак-теристики, а затем изобразить карту рынка, которая покажет позицию вашего товара относительно позиций всех конкурентов. В стратегическом плане пер-вый шаг состоит в определении текущей позиции товара, если таковая сущест-вует, при помощи составления карт восприятия. Для нового товара, а также для некоторых уже существующих позицию необходимо завоевать. Для продол-жающего свою жизнь на рынке товара необходимо принять решение о поддер-жании существующей позиции или о ее смене.

Важной частью стратегического процесса является рассмотрение и сочетание с рекламной стратегией других элементов маркетинговых коммуникаций. Эти элементы, - к которым относится стимулирование сбыта, связи с обществен-ностью, упаковка, прямой маркетинг, личные продажи, спонсорство и прочие средства продвижения, - рассматриваются в последующих главах. Реклама GE Exchange стимулирует предприятия к покупке визитных карточек в качест-ве средства, способствующего продвижению продукции на рынок. Усилия по продвижению создают дополнительные стимулы для совершения покупок.

Исполнение

Последний раздел плана рекламы содержит детали исполнения стратегии, включая календарное расписание и определение бюджета, а также методы оценки успеха. Реализация рекламного плана, без сомнения, является его са-мым сложным этапом. Он содержит тысячи мельчайших деталей и пропуск хотя бы одной из них может привести к провалу всей кампании. Поэтому рек-ламные агентства должны иметь особых специалистов по координации всех этапов реализации плана, отвечающих за точное выполнение всех его предпи-саний.

Оценка

Основное в оценке - показатель того, насколько были достигнуты запланиро-ванные цели; для отслеживания эффективности могут применяться разнооб-разные приемы. Один из специфических методов контроля - это тестирование текста рекламного обращения, научное исследование эффективности рекламы. Иногда бывает трудно напрямую связать эффективность рекламы с увеличени-ем сбыта. Возьмем, для примера, чипсы Wow!, представляемые руководством компании как “наиболее успешный продукт десятилетия”. Компания никогда не публиковала данные о продажах Wow!, а лишь заявляла, что “потребители уже приобрели свыше 100 млн упаковок чипсов”. Имеются также доказатель-ства того, что торговые марки Wow! угрожают другому низкокалорийному продукту компании Frito, в частности Baked Lays, сбыт которого после появле-ния на рынке Wow! снизился на 30%. Однако, Frito утверждает, что продажи и Wow!, и Baked Lays идут успешно. На вопрос же о существовании угрозы для Baked Lays со стороны Wow! представитель фирмы заявил, что “говорить об этом еще слишком рано”8.

Рекламный бюджет

определенная доля маркетингового бюджета выделяется для целей маркетинговой коммуника-ции, откуда часть приходится на рекламу. Определение общей суммы ассигнований на рекламу является непростой зада-чей, которая к тому же не всегда успешно решается к концу реализации рек-ламного плана. Нередко суммы в долларовом выражении, например, в количе-стве $370 000, выделяется на рекламу в процессе планирования бюджета (в момент, предшествующий окончанию финансового года). Исходная база для задания этой величины может быть абсолютно произвольной и основываться, в частности, на мнении вице-президента по маркетингу или на количестве денег, которые руководитель службы рекламы сможет выпросить, одолжить или по-лучить каким-либо иным, пусть даже и обманным способом.

Кроме того, распределение долларовых средств в организации обычно является тонким внутриполитическим процессом. Компании, возглавляемые опытными финансистами, редко выделяют много денег на рекламу и требуют от руково-дителя рекламной службы отчета за каждый потраченный пенс. В то же время компании, во главе которых стоят бывшие руководители отделов рекламы или маркетинга являются более щедрыми и рассматривают средства, выделенные на рекламу, в качестве долгосрочных инвестиций.

Хотя процесс определения необходимых ассигнований (общей суммы) и фор-мирования бюджета (распределения выделенных средств по конкретным стать-ям расходов) происходит с учетом разнообразной цифровой информации, все же он в большей мере является искусством, чем наукой. Нередко он осуществ-ляется на основе интуиции руководителей, традициях компании и данных о ее финансовом состоянии. Кроме того, этот процесс не носит устойчивого харак-тера. Т. е., если рекламная кампания идет успешно, то на нее легко можно по-лучить дополнительные средства. Верно и обратное: если фирма испытывает финансовые затруднения, то в этом случае в первую очередь урезаются расхо-ды на рекламу.

Размер бюджета важен с точки зрения плана рекламы или кампании, так как он определяет то, какой объем рекламы компания может себе позволить. Объем бюджета также определяет, сколько кампаний и целевых аудиторий фирма или марка сможет поддерживать. McDonald’s, например, легко может проводить многочисленные кампании, направленные на различные целевые аудитории.

Промышленные фирмы обычно имеют меньшие бюджеты на рекламу, чем производители потребительских товаров. Выбор средств рекламы и узкие це-левые стратегии отражают размеры их бюджетов, поэтому такие компании в рекламе часто полагаются на прямую почтовую рассылку, коммерческие пуб-ликации и телефонный маркетинг. Существенным и на уровне маркетинга, и на уровне маркетинговой коммуни-кации остается следующий вопрос: сколько нам следует потратить?

Исторический метод

История является источником достаточно общего метода определения бюдже-тов. Например, бюджет может просто основываться на бюджете прошлого года с соответствующим увеличением, ориентированным на уровень инфляции или другой рыночный фактор. Таким образом, если Morris Hardware потратила в прошлом году на рекламу $12 000, то в этом году она выделит на рекламные цели $12 000 + 0.05 x $12 000 = $12 600. Этот метод, хотя и является довольно простым, не имеет ничего общего с достижением поставленных рекламных целей.

Метод целей и задач

МЕТОД ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, вероятно, является наиболее распространенным мето-дом определения размера бюджета. Этот метод заключается в рассмотрении каждой поставленной цели и определении затрат, необходимых для ее дости-жения: сколько придется затратить на обеспечение осведомленности о товаре у 50% потребителей на рынке? Сколько потребителей и сколько раз необходимо охватить? Какие объемы средств рекламы и затраты на них необходимы? Глав-ное достоинство этого метода заключается в том, что он позволяет разработать бюджет на систематической основе, при этом достижение поставленных целей осуществляется в рамках общей стратегии. В то же время его результаты бы-вают успешными настолько, насколько были правильно выбраны цели и на-сколько полно проводилось финансирование каждой из них.

На полях

Метод процента от сбыта

МЕТОД ПРОЦЕНТА ОТ СБЫТА заключается в сопоставлении общего объема сбыта с общими затратами на рекламу (или продвижение в целом) в предыду-щем году или в среднем за прошлые годы для расчета процента затрат на те-кущий момент. Этот метод также может использоваться для сравнения реклам-ных затрат различных товарных категорий. Например, если компания в прошлом году достигла объема сбыта в $5 млн, а рекламный бюджет составил $1 млн, то соотношение затрат на рекламу к объ-ему сбыта равняется 20%. Если на следующий год сбыт прогнозируется на уровне $6 млн, то рекламный бюджет составит $1,2 млн. Ниже объясняется, как рассчитываются проценты затрат на рекламу и размер рекламного бюдже-та.

    Шаг 2: % затрат на рекламу * прогнозируемый объем сбыта на будущий год = рекламный бюджет нового года. Этот метод имеет два основных достоинства: он прост в использовании и по-зволяет получить сумму расходов, напрямую связанную с объемом имеющихся средств. Однако он имеет и определенные недостатки. Главным образом, они связаны с тем, что метод рассматривает рекламу как результат, а не причину сбыта. Кроме того, он не учитывает возможность снижения прибыли, когда после некоторой критической точки каждый доллар, вложенный в рекламу, будет обеспечивать все меньшее увеличение сбыта. Таким образом, использо-вание метода процента от продаж может привести к недостаточному вложению средств в рекламу при благоприятной рыночной ситуации и перерасходу средств при неблагоприятной конъюнктуре рынка.

Методы, ориентированные на конкурентов

При расчете размера бюджета часто учитываются размеры бюджетов конку-рентов. Метод конкурентного паритета связывает размер бюджета на рекламу с тем, какую долю рынка занимает этот товар. Для понимания этого метода вам необходимо понять концепцию рыночной доли товара в сознании покупателя, которая предполагает, что присутствие рекламодателя в средствах рекламы влияет на долю внимания, которую привлечет товар, а это, в свою очередь, по-влияет на то, какую долю рынка он сможет завоевать. Эту взаимосвязь можно сформулировать так:

Это соотношение является лишь приблизительным. На самом деле оно в значи-тельной мере зависит от таких факторов, как качество рекламного обращения и загруженность средств рекламы. Другими словами, простое увеличение доли рекламного присутствия не означает равного увеличения занимаемой доли рынка (соответствующая доля рынка может быть как меньше, так и больше).

Все, что вы можете себе позволить

Когда компания выделяет на рекламу средства, остающиеся после удовлетво-рения запросов всех остальных подразделений, то говорят, что она использует метод, получивший название “все, что вы можете себе позволить”. В действи-тельности это даже не метод, а скорее философия отношения к рекламе. Ком-пании, использующие этот подход, считают, что они не рассматривают рекла-му в качестве стратегического императива. Однако каким бы примитивным ни казался этот метод, он может оказаться эффективным, если подобное размеще-ние средств обеспечивает успешное осуществление прочих функций предпри-ятия.

Кухня

“Вполне нормально присоединиться к банде”

Уэйд Элджер, копирайтер, DDD Needham Dallas

Поиск рекламной стратегии в некоторых отношениях является наиболее головоломной частью работы сотрудников творческих отделов. Уэйд Элджер объясняет, как он и его партнеры разрабатывали стратегию привлечения в ряды бойскаутов городских подрост-ков:

“Мой коллега, Джей Рассел, и я работаем над тем, что, по нашему мнению, является примером наилучшей современной печатной кампании. Совет десятого округа Органи-зации бойскаутов Америки давно является клиентом DDB Needham Dallas. В настоящее время агентство завершает разработку плана четвертой кампании для этого Совета. Задачей этого года, как и всех прошлых лет, является поиск потенциальных скаутов среди городской молодежи. Какие мотивы могут заставить этих ребят присоединиться к подобной специфической организации? Предлагаемая стратегия заключается в объеди-нении имиджа бойскаутов с представлением об остроте городской жизни. В сущности, мы представляли бойскаутов как банду. Только на этот раз вступление в банду пред-ставлялось как нормальный поступок. Мы решили привлечь внимание подростков с помощью плакатов, общая тема которых звучала как “Вполне нормально присоединить-ся к банде”.

Некоторые плакаты имели, к примеру, такие надписи: “Хочешь вступить в банду? На-пример, в ту, из которой вышли 16 президентов, 71 сенатор и 126 астронавтов”, “При шести футах и четырех дюймах роста и 450 фунтах веса он мог бы лишить тебя жизни. Но при 28 наградах он спасет тебя” или “Он научился пользоваться ножом в 12 лет. Но еще лучше, что он научился не пускать его в дело”.

На рекламных плакатах изображались бойскауты в их традиционной униформе. Все плакаты были выполнены в намеренно грубоватом стиле и с виду напоминали афиши рок-концертов, расклеиваемые на телеграфных столбах. Фотографии для плакатов сде-лал Джон Катцер. Художественным директором был Джей Рассел. Кевин Саттон и я сочинили тексты. Кроме того, в этой работе участвовали также Джим Фергюсон и Майк Фазенде.”

Уэйд Элджер и Джей Рассел закончили в 1997 г. Southern Metodist University. Это была их первая самостоятельная работа.

Творческий план
и стратегия рекламного текста

Эти планы называют по-разному - творческая платформа, план творческой работы или творческий проект. Не все агентства используют такие планы, но все начинают с систематического анализа проблемы, которую необходимо ре-шить. ТВОРЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА - это способ структурировать такой анализ для выработки основы разработки рекламы, необходимой для работы всех уча-стников и обеспечивающей общее понимание стратегии рекламного обраще-ния.

Большинство творческих платформ сочетают в себе основные решения, ка-сающиеся рекламного обращения (проблемы, задачи и целевые рынки) с клю-чевыми элементами стратегии обращения, которые включают коммерческое предложение, основную идею и детали исполнения этой идеи. Хотя схемы мо-гут меняться, творческая платформа всегда будет включать все или несколько из следующих стратегических решений.

Стратегии обращения

Например, The Weather Channel должен был разрабатывать стратегию творче-ского обращения для того, чтобы укрепить свою марку канала, преданного те-ме погоды. TWC знал, что существует нечто неуловимо веселое в том, чтобы чувствовать свою связь с погодой. Поэтому маркетинговая группа канала ре-шила использовать творческую стратегию, при реализации которой они смея-лись сами и заставляли смеяться вместе с ними телезрителей.

Творческое решение этой задачи заключалось в создании образа “погодного барьера” по имени Фронт, напоминавшего барьер на беговой дорожке, который заявлял: “Любители погоды, вы не одиноки”. Эта идея заимствовала идею ув-лечения спортом для создания увлечения проблемой погоды.

Другое решение ставит содержание рекламы в зависимость от ее ассоциатив-ного или эмоционального смысла. Информационная реклама обычно носит прямой характер, наполнена фактическими сведениями и часто концентрирует-ся на новостях. Этот подход применим только для товаров с высоким уровнем вовлеченности или в тех случаях, когда потребители нуждаются в информации для принятия решения. Чаще встречается ситуация низкой вовлеченности, ко-гда потребители принимают решения о повседневных товарах, требующие ми-нимального объема информации и меньшего времени для принятия решений. В этом случае реклама концентрируется на создании имиджа товара или эмоцио-нальном воздействии на потребителя. Недавние кампании производителей пива A & W Barq’s и Mug уделяли основное внимание образу за счет использования таких персонажей как вампиры, собаки и “тупоголовые соискатели рабочих мест”9.

Коммерческие предпосылки

Каждый торговый представитель имеет собственные идеи насчет того, как по-дойти к перспективному клиенту. Разные подходы к логике коммерческого обращения называются КОММЕРЧЕСКИМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ. Наибольшая часть предпосылок сосредотачиваются на товаре или потребителе.

Стратегии обращения, ориентированные на товар и потребителей

Стратегии обращения, фокусирующиеся на самом товаре, основываются на его характеристиках. В этом случае используется рекламное утверждение о свойствах товара: как долго товар прослужит, насколько хорошо он чистит, сколько энергии он потребляет и т. д. Испытания на выносливость, сравни-тельные испытания и демонстрации “до” и “после” могут усилить заявление. Часто поддержку заявлению можно обеспечить научным исследованием. Стратегии обращения, ориентированные на потребителя, концентрируются на его потребностях и нуждах, а не на том, что компания может произвести.

Преимущества

При использовании стратегий преимуществ товар рекламируется как способ-ный что-то предложить потребителям. Для разработки стратегии преимуществ вам необходимо превратить свойство или характеристику товара в его ПРЕИМУЩЕСТВО.

При разработке утверждения о преимуществе может быть использована сле-дующая формула. Во-первых, необходимо определить свойство товара, а затем сказать, что оно означает для вас. Заполните пропуски, и вы получите готовое утверждение о преимуществе товара.

Это (свойство товара) является важным, так как это даст мне (преимущество).

Заметим, что преимущество находится исключительно в сознании потребителя, а не в самом товаре. Оно субъективно.

Обещания

Заявление о преимуществе в будущем времени называется обещанием. В нем говорится, что нечто произойдет, если вы воспользуетесь рекламируемым то-варом. Например, при употреблении определенной зубной пасты ваше дыхание станет свежим, а зубы - белыми, или у вас никогда не будет кариеса.

Для разработки обещания используйте следующую формулу. Во-первых, ска-жите, как вы используете продукт, а затем сформулируйте утверждение о том, что это вам даст.

Когда я пользуюсь (товар), я получаю (преимущество).

Как видно из этой формулы, то, что вы обещаете, - это преимущество, поэто-му обещание и преимущество взаимосвязаны.

Причина, по которой…

Еще одна форма утверждения о преимуществах - указание причины, по кото-рой стоит сделать покупку. Она отличается от обещания тем, что ясно опреде-ляет причину преимущества. Во многих стратегиях преимуществ эта причина умалчивается, подразумевается или предполагается. Аргумент “за” обычно опирается на логику и обоснование. Разработка этой формы утверждения в высшей степени рациональна и обычно начинается с заявления о преимущест-ве, затем следует утверждение “потому что”, которое обеспечивает “доказа-тельство” или “подтверждение”.

Уникальное торговое предложение

Концепция УНИКАЛЬНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, или USP, основана на предложении преимущества, которое является уникальным по отношению к товару и важным для потребителя. Если товар имеет особый состав, дизайн или свойства, в особенности защищенные патентом или авторскими правами, то вы можете быть уверены, что он действительно уникален. Вот почему USP часто выделяются при помощи выражения “только”, выражено ли оно откровенно или подразумевается.

Поддержка

Независимо от того, какие торговые предпосылки использует рекламодатель, их логика всегда должна быть очевидной, подкрепленной фактами, доказатель-ствами или объяснениями. Поддержка важнее любого другого элемента рек-ламного обращения, так как она обеспечивает доверие к предложению.

Комментарий

The Weather Channel пробуждает сильную привязанность

Стратегические решения - анализ рынка, постановка целей, выбор аудитории и пози-ционирование товара - составляют основу творческого процесса создания рекламы. После принятия этих решений рекламная группа может разрабатывать творческую платформу, определяющую, что будет говориться в рекламном обращении.

Успех кампании The Weather Channel основывался на догадке о том, что потребители целевого рынка компании не просто интересуются метеосводками, а испытывают ис-креннюю привязанность. Воплощение этой привязанности в шутливом образе “погод-ного барьера” по имени “Фронт” обращалось непосредственно к целевому рынку потре-бителей и дистрибьюторов каналов кабельного ТВ.

Благодаря своей успешной рекламе TWC сохранил за собой канал и увеличил свою те-леаудиторию на 3 млн семей. Кроме того, последующее исследование позволило уста-новить, что после окончания кампании 73% людей, видевших рекламу TWC, считали, что этот канал “страстно предан теме погоды”. Наконец, страничка в Интернет Weather.com вошла в десятку самых популярных сайтов Всемирной сети.

Успех The Weather Channel в достижении поставленных целей не был случайным, ее массированная рекламная кампания использовала все три основных элемента удачной рекламы, рассмотренных в гл. 1. Все обращения были согласованными со стратегией, творческими и уникальными. Обратите внимание на порядок перечисления элементов. Все начинается со стратегии.

Резюме

  1. Объясните, каким образом стратегия и планирование рекламы способны повысить ее эффективность. Рекламные обращения создаются для выпол-нения определенных задач, а затем разрабатываются специальные страте-гии, направленные на решение этих задач с помощью стратегического планирования. Стратегическое планирование - это процесс определения целей, выбора стратегий и разработки тактики. Планирование - это обычно тройственный процесс, состоящий из взаимосвязанных элементов: стратегического бизнес-плана, функциональных планов и планов рекламы. Бизнес-план создается для отдельных подразделений компании или стра-тегических бизнес-единиц. Он начинается с утверждения миссии предпри-ятия и продолжается анализом внешней и внутренней среды, определени-ем целей, стратегий и программ.
  2. Назовите основные элементы плана маркетинга. План маркетинга (функ-циональный уровень) описывает стратегии по использованию элементов структуры маркетинга для достижения маркетинговых целей. Он связан с бизнес-планом. В него входят разделы, посвященные целям маркетинга, определению угроз и возможностей, выбору целевых рынков, разработке маркетинговых стратегий, составлению планов действий и оценке резуль-татов.
  3. Дайте определение плана рекламы и перечислите его основные элементы, а также объясните его связь с планом маркетинга. План рекламы опреде-ляет правильные целевые аудитории, которым направляются правильные рекламные обращения в правильных средствах доставки рекламы, способ-ных охватить эти аудитории. Обычно план рекламы включает следующие компоненты: ситуационный анализ (проблемы и возможности), ключевые стратегические решения (задачи, целевые аудитории, конкурентное пре-имущество, имидж товара, позиция товара), творческий план, медиа-план, план продвижения, исполнение и оценку, а также бюджет.
  4. Опишите основные элементы творческой платформы и типы текстовых стратегий. Творческий план включает стратегии рекламных объявлений, используемые для индивидуальных объявлений. Стратегии обращения оп-ределяют, что и как необходимо сказать о товаре. Это отражается в торго-вом предложении (коммерческая логика). Возможными предложениями являются преимущество, обещание, “причины, по которым…” и уникаль-ное торговое предложение.

Основные понятия

  • анализ отличий
  • иерархия результатов
  • карта восприятия
  • коммерческие предпосылки
  • маркетинговый план
  • метод процента от сбыта
  • метод целей и задач
  • план рекламы
  • позиционирование
  • преимущества
  • “причина, по которой…”
  • профиль
  • стратегический бизнес-план
  • стратегия
  • тактика
  • творческая платформа
  • уникальное торговое предложение
  • утверждение
  • целевая аудитория

Вопросы

  1. Что подразумевается под стратегией в рекламе? Каковы основные предположения в рекламной стратегии?
  2. Вспомните товары, которые вы приобретали недавно. Как они рекла-мировались? Какие стратегии в рекламе вы смогли обнаружить? По-могла ли реклама убедить вас в необходимости покупки товара? Объ-ясните почему.
  3. Товары Day-Flo в 1993 г. были проданы в количестве 4 млн штук. Все-го в этой товарной категории в том же году было продано 3,5 млн штук. Какова была доля рынка компании Day-Flo в 1993 г.? В 1994 г. Day-Flo поставила перед собой цель увеличить сбыт на 15%; рост общего объема сбыта оценивается в 10%. Если эти ожидания оп-равдаются, какую долю рынка Day-Flo займет в конце 1994 г.?
  4. Вы занимаетесь маркетингом новой марки джинсов для женщин. Ка-кие сегменты данного рынка с точки зрения преимуществ товара смог-ло бы определить исследование потребителей? Как будет меняться творческая стратегия рекламы в соответствии с потребностями сегмен-тов? Будьте как можно точнее.
  5. Ниже приведена краткая выдержка из ситуационного анализа фирмы Luna Pizza в 1993 г. Luna - местный производитель замороженной пиццы. Единственным ее крупным конкурентом является Brutus Bros. Оцените размер рекламного бюджета фирмы Luna Pizza при следую-щих условиях:
    • фирма использует исторический метод расчета, выделяя на цели рекламы 40 центов с единицы продукции, с учетом 5- процентной инфляции;
    • фирма использует метод фиксированного процента рекламных затрат, за-давая его на уровне 7% от предполагаемого уровня сбыта;
    • фирма использует метод ценового паритета. Ожидается, что Brutus потра-тит в 1994 г. 6% от объема сбыта на рекламу.
    • в автомобиле “V” применяется компьютерное управление тормозной сис-темой, в результате чего для любого состояния дорожного покрытия тре-буется одинаковое тормозное усилие;
    • автомобиль “V” имеет специальную аккумуляторную батарею с отдельной секцией, изолированной от любых перепадов температуры окружающего воздуха;
    • автомобиль “V” имеет запрограммированную память на установку води-тельского сиденья, которая автоматически регулирует его высоту, расстоя-ние до педалей и положение рулевого колеса для каждого водителя.

Предлагаемое классное задание

Выберите два печатных рекламных объявления: одно для потребительского товара, а второе - для товара промышленного назначения. Изучив объявле-ния, определите коммерческие предложения, конкурентные преимущества и определенные целевые аудитории. Каковы цели рекламы? Удалось ли их дос-тичь? Определите, в чем стратегия ясно проявляется, а что остается непонят-ным.

Проекты организации кампании для фирмы Hallmark

Прежде, чем отвечать на следующие вопросы, прочитайте, пожалуйста, в конце этой книги приложение, посвященное деятельности фирмы Hallmark.

  1. Соберите небольшую группу и, используя в качестве модели пример фир-мы Hallmark, проанализируйте, как совместно работают цели маркетинга, использования масс-медиа, коммуникационные и творческие цели для обеспечения успешного развития рекламной кампании.
  2. Посетите ближайший магазин Hallmark Gold Crown Store. Наметьте для этого магазина две маркетинговые и две коммуникационные цели. Приве-дите логические обоснования постановки именно этих целей. Затем пред-ложите для них наилучший метод формирования рекламного бюджета.

Сюжет для части II

Mad Dogs & Englishmen

Планирование рекламных заказов с его акцентом на потребителя является сек-ретным оружием Mad Dogs & Englishmen, используемым при создании прони-цательных и эффективных рекламных планов и стратегий. Выясняя действи-тельные мысли и желания потребителей, планировщики заказов этого агентст-ва получают информацию, которую работники творческой группы могут ис-пользовать для разработки более эффективной рекламы, способствующей ук-реплению образа марки.

“В основном, работа планировщика заказов как раз и заключается в том, чтобы понять связь, которая устанавливается между потребителями с одной стороны и маркой, компанией или товаром с другой”, - объясняет Майкл Фануэле, за-меститель директора по планированию Mad Dogs & Englishmen. Начиная с пер-вой встречи планировщики заказов и менеджеры по работе с клиентом выслу-шивают пожелания представителя фирмы-клиента и задают ему вопросы о по-ведении целевой аудитории и особенностях марки. Далее планировщики зака-зов проводят дополнительные исследования для лучшего понимания того, что заставляет потребителей приобретать и использовать товар фирмы-клиента, а также для выяснения связи между аудиторией и продвигаемой торговой мар-кой. Затем эти специалисты собираются вместе и составляют творческое резю-ме, которое помогает творческой группе разработать оригинальную и умест-ную рекламу, обладающую останавливающим воздействием.

“Мы стараемся выяснить что-нибудь интересное о взаимосвязи, которая спо-собна придать творческий импульс рекламе”, - объясняет Фануэле. “Плани-ровщик заказа отвечает за составление резюме - листочка бумаги, передавае-мого затем творческой группе и сообщающего ей, о чем должна говорить рек-лама. Отчасти резюме является элементом исследования и маркетинговой стра-тегии, а отчасти - результатом творческого вдохновения.”

Mad Dogs & Englishmen совместно использует стратегическое и оценочное ис-следование для лучшего понимания особенностей торговой марки, использова-ния средств распространения рекламы, влияния рекламного обращения и оцен-ки эффективности рекламы. Для шоколадного напитка Yoo-hoo, который пред-назначался для подростков, Mad Dogs & Englishmen анализировала, как потре-бители воспринимали торговую марку; как фирма-клиент хотела, чтобы ее марка воспринималась потребителями; какие стратегии обращений будут наи-более уместными; и каким образом реклама сможет наиболее успешно переда-вать обращение и сведения об особенностях марки.

Путем проведения качественного исследования в фокус-группах планировщи-ки заказов выявили, что Yoo-hoo считался напитком для детей и пожилых лю-дей и не пользовался успехом у тинэйджеров. Поэтому задача состояла в изме-нении восприятия торговой марки и придания ей веселых черт. “Это не та мар-ка, которая должна восприниматься серьезно”, - утверждает Дэвид Кук, один из руководителей творческой группы агентства. - “Yoo-hoo рассматривался как детский напиток. Поэтому мы хотели сохранить особенности марки, но не делать ее предназначенной только для детей”.

После проведения исследований Mad Dogs & Englishmen создала четыре весе-лых и насмешливых телевизионных рекламных ролика, способных привлекать внимание подростков и распространять информацию об особенностях марки. Ролики показывали подростков, решавших, покупать ли им Yoo-hoo или же другой прохладительный напиток. Те, кто делал свой выбор не в пользу Yoo-hoo, неизменно оказывались в смешном и нелепом положении. Так, в одном ролике подросток видел на первой полке магазина бутылки с Yoo-hoo, а на вто-рой - Coca-Cola и Pepsi. После некоторого размышления он отворачивался от полки с Yoo-hoo и сразу оказывался буквально затертым в толпе грузных пот-ных мужчин, которые быстро придавали его одежде крайне непрезентабельный вид. Затем зрителям показывали группу модно одетых девушек, весело направ-лявшихся к полке с Yoo-hoo. Этот ролик (как и все другие, использовавшиеся в данной кампании) заканчивался шутливой фразой: “Yoo-hoo - купи любой другой напиток, но при этом ты сделаешь ужасную ошибку”.

После демонстрации подобных роликов на двух пробных рынках Mad Dogs & Englishmen пригласила исследовательскую фирму для изучения влияния рек-ламы на восприятие Yoo-hoo целевой аудиторией. В ходе обследования 350 подросткам задавался вопрос о том, видели ли они рекламу, что они думают о ней, и какое у них сложилось впечатление о рекламировавшемся напитке. Агентство также приступило к отслеживанию сбыта на пробных рынках для того, чтобы понять, трансформируется ли восприятие торговой марки в увели-чение объема продаж. В итоге удалось выяснить, что на пробных рынках объем продаж Yoo-hoo вырос на 60% в результате формирования позитивного отно-шения к этому напитку у значительной части целевой аудитории. Дети действительно активно отреагировали на нашу рекламу”, - объяснил Майкл Фануэле, планировщик заказов, работавший над проектом Yoo-hoo. -“Они впервые почувствовали, что старомодный продукт, употреблявшийся еще их родителями в детском возрасте, наконец-то стал обращаться к ним на близ-ком им языке и в приемлемом шутливом тоне”.

Планирование заказов, которое сыграло ключевую роль в обеспечении отлич-ной реакции потребителей на рекламную кампанию Yoo-hoo, оказалось на-столько интегрированным в рекламный процесс Mad Dogs & Englishmen, что изменил характер управления отношениями с клиентами. Вместо того чтобы делать акцент на презентацию творческих идей потенциальным клиентам в надежде на расширение сферы своей деятельности, агентство стало подчерки-вать высокий уровень выполненного планирования заказов. Например, как это было в случае, когда Mad Dogs & Englishmen стало активно сотрудничать с MovieFone, крупнейшей в США фирмой по распространению информации о фильмах и по приему заказов на билеты в кинотеатры.

Еще до встречи с MovieFone агентство Mad Dogs & Englishmen провело вто-ричное исследование внешней среды товара и проанализировало основную информацию об этой фирме, включая и результаты предыдущих исследований рекламы и покупателей. Затем планировщики заказов провели беседы в фокус-группах с целью больше узнать о восприятии товара потребителями, а также о его сильных и слабых сторонах и реальных перспективах. Это исследование позволило выявить недостатки, которые не замечала MovieFone, а именно, что некоторые люди, просматривавшие списки фильмов в газете, были недовольны информацией этой фирмы, поскольку считали ее необъективной. Идея агентст-ва заключалась в том, чтобы с помощью рекламы превратить этот недостаток в достоинство, - идея, нашедшая отклик в MovieFone. “Мы знали тогда, что нам необходимо проделать тонкую работу, поскольку у нас не было другого спосо-ба размещать списки фильмов”, - сказал один из руководителей MovieFone Эндрю Ярецки.

В результате был заключен договор с Mad Dogs & Englishmen. После встреч с представителями нового клиента с целью изучения особенностей его марки и составления творческого резюме агентство создало несколько телевизионных и радио роликов, а также образцы газетной рекламы. В них в юмористическом тоне намекалось на то, что потребители информации MovieFone были более хладнокровными и сообразительными по сравнению с теми людьми, которые не использовали сведения этой фирмы.

Затем MovieFone заказала агентству создание рекламы для программы, в кото-рой клиенты покупали 10 билетов и получали одиннадцатый билет бесплатно. Mad Dogs & Englishmen предложило сделать в этой кампании акцент не на творческое, а на информационное содержание рекламы, сконцентрировав вни-мание целевой аудитории на сути выдвигаемого предложения. “Вам действи-тельно следует распространять более прямое обращение”, - таков был совет, полученный Эндрю Ярецки. - “Мы сделаем основной рекламный текст более содержательным, но нельзя допустить, чтобы заголовок оказался чересчур за-умным”. MoviFone согласилась с этими доводами, и в результате на свет поя-вилась реклама с простым заголовком и остроумным основным текстом.

маркетинг ценовой стратегия потребитель

В качестве отправной точки для проведения рекламной компании можно использовать то, что ООО «Радин» работает напрямую с ведущими рекламными компаниями городов Серпухова, Протвино, Пущино. Отделу маркетинга необходимо изучить спрос на продукцию ООО «Радин» и в качестве первоочередной меры разработать стратегию проникновения на интересующие рынки, что даст значительное увеличение реализации продукции, так как качество аналогичных продуктов в регионах зачастую уступает качеству изделий ООО «Радин». Наряду с изучением и завоеванием рынков сбыта маркетологу следует серьезно заняться стратегией обеспечения узнаваемости предприятия.

Опыт различных фирм показывает, что грамотно организованная рекламная кампания увеличивает объем продаж на 10% без каких-либо изменений технических характеристик или потребительских свойств товара или услуги. Улучшения качества рекламы еще увеличивает объем продаж оказываемых услуг на 15%. Таким образом, проведение комплекса маркетинговых исследований и реализация мероприятий по его результатам создаст предпосылки увеличения объемов реализации в расчете на год не менее, чем на 30%.

ООО «Радин» используют информационную рекламу (информирует клиентов о предоставленных услугах, изменении цен и так далее); увещевательную рекламу (формирует предложение к данному ООО «Радин» и оказываемых им услугами); напоминающую (поддерживает осведомленность об ООО «Радин» и его услугах». Будут использованы следующие источники, представленные на рис. 5.

Рисунок 5 - Функционирующие СМИ в городах Московской области

Повышение узнаваемости ООО «Радин» и совершенствование имиджа;

Противоборство с конкурентами.

Выделить целевую группу воздействия.

Определить задачи компании.

Какое количество средства будет откинуто на компанию;

Каким образом эти средства будут распределены.

Сравнить полученный бюджет с выделенными средствами.

Выбрать оптимальные каналы распространения рекламы.

Составить развернутый план-график.

Реклама в прессе и печатная реклама относятся к числу наиболее популярных средств распространения рекламы. К особенностям рекламы в прессе нужно отнести такие ее характеристики как оперативность, повторяемость и широкое распространение. Все это делает рекламу в прессе одним из эффективных средств распространения рекламы. Однако для рекламы в прессе, а именно в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического печатного издания (требование Федерального закона «О рекламе»).

Привлекательность газет для медиапланера объясняется рядом факторов: во-первых, несмотря на обилие рекламы, газетная реклама не воспринимается как навязчивая и назойливая; во-вторых, неоспоримым достоинством газет является их рыночная гибкость; в-третьих, подача сообщений в газетах может варьироваться во времени и пространстве в зависимости от текущей ситуации.

К недостаткам газет можно отнести их перегруженность разного рода информацией. Согласно данным социологических исследований, проводимых немецкими учеными в 2010 году, общая степень восприятия информации, получаемой читателями из одного газетного номера, колебалась от 10 до 15%. Еще одним недостатком газет является краткий срок их жизни на рынке, а если к этому добавить низкое качество полиграфии, плохое восприятие печатного текста, то эффективность газетной рекламы резко снижается.

Эффективность рекламы в журналах определяется главным и, можно сказать, единственным достоинством - способностью достичь узко сегментированной целевой аудитории. К недостаткам журналов можно причислить незначительный охват «первичной аудитории». Размещение рекламного сообщения в изданиях, рассчитанных на широкий круг читателей, ведет к росту «потерянных» тиражей и увеличению издержек в расчете на один контакт. Помимо этого журналы также отличаются перегруженностью информации, соотношение объема рекламных сообщений к редакторскому тексту составляет 60-70% к 30-40%. Вследствие этого журналы используются медиапланерами в качестве сопутствующих СМИ.

К числу существенных преимуществ печатной рекламы относятся отсутствие на рекламоносителе информации конкурентов и длительное время использования некоторых материалов. Однако такой вид рекламы не может быть использован отдельно и является лишь дополнением к основным видам.

С наружной рекламой (по причине ее практически повсеместного использования и высокой частоты повторных контактов) встречается значительная часть населения. По данным Российской Ассоциации Рекламных Агентств, объем рынка наружной рекламы за 2010 год увеличился на 45%. Основная причина этого связана не с ростом цен, а заключается в том, что наружная реклама переходит в новое качество. Она превращается из локального средства распространения рекламы в национальное. Прежде отличительной особенностью наружной рекламы было локальное, точечное воздействие на рынок, и лишь табачные компании заказывали себе рекламные кампании по всей России. Теперь в наружной рекламе стали массово проводиться рекламные кампании национального масштаба, в частности, операторами сотовой связи, производителями и продавцами бытовой электроники.

Наружная реклама и реклама на транспорте будет планироваться ООО «Радин» по «остаточному принципу», поскольку более или менее точно подсчитать их эффективность, в отличие от других традиционных медиа, не представляется возможным.

за счет объединения цвета, изображения и текста сообщения наружной рекламы могут ассоциироваться с определенным брэндом;

необходимость четко структурировать и продумывать текст сообщения, которое должно быть понятным, коротким и легко запоминающимся (наружная реклама не занимается разъяснением, а должна вызывать определенные ассоциации);

достаточно большое количество факторов, не подлежащих контролю (дорожные знаки, деревья, сооружения);

количество хороших мест для размещения наружной рекламы ограничено.

В настоящее время радиореклама развивается довольно быстро. Этому способствует рост числа радиостанций. По состоянию на конец 2010 года в Южном Подмосковье насчитывалось 7 радиостанций. Так же как и другие средства массовой информации, радиостанции стараются дифференцировать и сегментировать аудиторию.

При размещении рекламы на радио ООО «Радин» будет ориентироваться на использование «прайм-тайм» или «драйв-тайм». К достоинствам радио как средства передачи рекламы следует отнести личностный характер обращения, оперативность, широкий охват аудитории. Радио можно слушать дома, на работе, на отдыхе, в автомобиле и т.п.

Радиореклама отличается относительно невысокой стоимостью размещения, широкой доступностью широкой массе населения, возможностью сегментации аудитории. Радио можно отнести к тем средствам массовой информации, которые могут обеспечить как глубокое проникновение на рынок, так и высокую повторяемость сообщения, при низком уровне издержек.

Несмотря на все достоинства радио, рекламодатели используют его, как правило, исключительно в качестве сопроводительного средства. Использование радио в рекламной кампании как центрального смыслового средства массовой информации не приносит ожидаемого результата. Это связано прежде всего, что радио рассматривается аудиторией как пассивное средство информации, так как в отличие от телевидения оно не дает «картинки». Информация воспринимается только на слух, соответственно обеспечение восприятия аудиторией 70% информации достигается по получению определенного количества сообщений.

Вторым достаточно существенным недостатком радио является низкая по сравнению с телевидением степень припоминания информации. Радиосообщение выделяется из общего ряда только в том случае, когда оно очень ярко эмоционально окрашено или же преподносится явным лидером мнения.

Третьим недостатком радио как приоритетного СМИ медиакампании считается невозможность его использования для передачи сообщения о продукции, которую сложно представить зрительно.

Телевидение стало занимать ключевое место в массовой культуре как одна из основных форм досуга, признанный источник информации.

Телевидение является одним из совершенных средств передачи рекламного обращения. Реклама по телевидению в сравнении с другими средствами распространения рекламы является наиболее дорогой с точки зрения затрат на изготовление и размещение. В то же время стоимость одного рекламного контакта сравнительно не высока благодаря наличию большой аудитории.

В последние годы в России кроме общероссийских и региональных каналов телевещания получают развитие кабельное и спутниковое телевидение, что расширяет возможности распространения рекламы.

Среди основных преимуществ телевидения как средства распространения рекламы следует назвать:

одновременное визуальное и звуковое воздействие, динамичное изображение, высокая степень вовлечения телезрителя в происходящее на экране

мгновенность передачи, что позволяет контролировать момент получения обращения

возможность выбирать конкретную целевую аудиторию в разнообразных тематических программах

огромная аудитория и широкий охват вещания

Соответственно производственному предприятию «Радин» телевидение следует использовать прежде всего тогда, когда необходимо осуществить визуальное воздействие на массовую аудиторию. Наиболее эффективные результаты телевизионной рекламы проявляются при продвижении товаров и услуг массового спроса, рассчитанных на потребление широкими слоями населения.

Среди самых распространенных видов телевизионной рекламы можно выделить:

1. Кино-ролики - рекламные клипы, снятые на кинопленку, как правило, отличающиеся высоким качеством. Производством собственно кино-роликов, требующих специальной дорогостоящей техники, в России занимается ограниченное число фирм. Чаще всего съемки подобных рекламных клипов осуществляются на киностудиях, в частности на «Мосфильме» многие рекламные агентства регулярно арендуют павильоны. Производством такой рекламной продукции занимаются либо специализированные фирмы, создающие и музыкальные, и рекламные ролики, либо крупные рекламные агентства.

3. Видеоролики - рекламные клипы, снятые на видеопленку. Безусловно это относительно простая и значительно более дешевая рекламная продукция по сравнению с кинороликами. Но более дешевая не обязательно означает плохая или низкого качества. Здесь как раз среди различных производителей существует очень значительная дифференциация по качеству производства рекламной продукции как с точки зрения творческой (сценарий, режиссура, операторская и актерская работа), так и с точки зрения технического обеспечения (съемочная, звукозаписывающая, монтажная техника).

4. Анимационные ролики - рисованные, кукольные или использованием компьютерной графики. Было время, когда в России в середине 90-х годов использование компьютерной графики в рекламе стало чуть ли не самоцелью, и ее задействовали даже там, где здравый смысл подсказывал другие пути решения.

5 Рекламный репортаж (джинса, скрытая реклама), в принципе подобный материал без упоминания о том, что это реклама, запрещен к демонстрации, но на практике в первой половине 90-х годов подобный вид рекламы на российском телерекламном рынке присутствовал в значительных объемах. Часто подобный материал встраивался в информационные программы, и на некоторых телеканалах существовали чуть ли не официальные расценки на размещение.

В связи с вышесказанным, необходимо отметить, что планирование рекламных мероприятий проводится отделом лишь в разрезе стоимости средств продвижения товара на рынок, а также сроков осуществления рекламной компании. Однако необходимо отметить, что маркетинговая деятельность слишком часто не дает нужного результата по той причине, что направлена на людей или организации, которые никогда не станут постоянными покупателями, поскольку не являются целевой аудиторией. Да и просто не могут быть ею. Поэтому, во-первых, в плане по рекламе необходимо правильно выбрать целевую аудиторию, а во-вторых, необходимо сконцентрировать свои усилия на одной единственной цели. В связи с этим предлагается следующий план рекламных мероприятий. (Табл. 5.)

Целевая группа

Средства

Стоимость (руб.)

Ознакомление потребителей с новой продукцией

Жители Московской области

Выпуск рабочего каталога

Увеличить посещаемость

Жители г. Серпухова

Установка указателя фирменного

Достичь предпочтения марки «Радин»

Потенциальные клиенты предприятия

Показ видеоролика на каналах телевиденья.

Поскольку Интернет является всемирным средством передачи информации и охватывает самое большое количество потенциальных заказчиков, то целью будет создание знаний о марке на целевых рынках Московской области

Потенциальные клиенты предприятия «Радин»

Разработать и поддерживать благоприятный образ

Итого без стоимости показа по телевидению

Так как предприятие планирует увеличить долю рынка, на этом этапе необходимо проведение информативной рекламы.

Для выбора носителя рекламы и времени ее выхода мною предлагается определить охват аудитории, относительный тариф, индекс избирательности. Поскольку только телевидение и радио являются наиболее эффективным в плане размещения рекламы СМИ (по опросам общественного мнения), то рациональным было бы вложение основных денежных средств именно в эти два вида рекламы, и на основе этого разработать бюджет рекламной компании.

В работе предлагается для выбора наиболее эффективного времени и места размещения рекламы, определить индекс избирательности Iизб, который служит для сравнения процента, приходящегося на долю носителя рекламы аудитории целевого рынка, с процентом населения, составляющих этот рынок.

Iизб = d / d ц.р., (1)

где d - доля читателей (зрителей, слушателей) носителя рекламы на целевом рынке, %;

d ц.р. - доля населения, составляющая целевой рынок, %

Доля населения, составляющая целевой рынок - 40%.

Для трансляции по телевидению и радио необходимо создать аудио - и видеоролики. Предлагается следующий расчет затрат на их создание и размещение:

С в / р(а/р) = Тизг t + Тразмt , (2)

где С в/р (а/р) - соответственно затраты по производству видеоролика и аудиоролика, тыс.руб.;

Тизг - стоимость изготовления ролика 5 минут, тыс.руб.;

t - продолжительность ролика;

Тразм - стоимость размещения 1 минуты, тыс.руб.

Св/р = 50*15/60+80*135/60=192.5 тыс. руб.

С(а/р)= 40*20/60+70*48/60= 69 тыс. руб.

Бр=192.5 + 69 =261,5 тыс. руб.