Авиакосмическая промышленность. Авиакосмическая промышленность Авиакосмическая промышленность

Производство гражданских вертолётов в России в 1997-2009 годах, штук

Основная статья: Авиационная промышленность России

Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года Активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных интегрированных структурах: Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 - промышленные, 102 - НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности - более 411 тыс. человек. Крупнейшими научными центрами авиастроения являются: ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, ЛИИ, ГосНИИАС, ОНПО «Технология» .

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов) .

В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % - доля самолётостроения, 18 % - вертолётостроения, 24 % - двигателестроения, 8 % - агрегатостроения, 11 % - приборостроения, 8 % - производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов.

После саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной разработке и производстве самолёта для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт о использовании мощностей Казанского авиационного завода .

Существуют оценки, согласно которым в случае объединения российского и украинского авиапрома, самолётостроители двух стран способны образовать третий по значимости - после США и Западной Европы - центр мирового авиастроения . В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140. Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК.

Российские производители авиационной промышленности сотрудничают (кооперация, совместные производства) практически со всеми ведущими мировыми производителями, среди которых корпорации Боинг, Airbus, Snecma, бразильской Embraer, ряд итальянских концернов из группы Finmeccanica (например, Agusta Westland, Alenia Aeronautica) , с французскими производителями (12 компаний) , с китайскими производителями , с рядом украинских заводов .


В последнее время российскими авиастроителями заключены многомиллиардные твёрдые контракты на поставку гражданских самолётов иностранным авиаперевозчикам (SSJ-100 и МС-21 , общая сумма более $7 млрд).

В структуру Роскосмоса, по данным официального сайта агентства, входит 66 предприятий. . Крупнейшие предприятия космической промышленности:

  • ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва»,
  • ГКНПЦ им. М. В. Хруничева,
  • Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва
  • ЦСКБ-Прогресс,
  • НПО машиностроения,
  • ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко»,
  • ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» (ОАО «ГРЦ Макеева»),
  • Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина.

По данным на 2006 год за Россией было примерно 11 % мирового рынка космических услуг . Согласно Государственной стратегии развития ракетно-космической промышленности, доля продукции российской ракетно-космической промышленности на мировом рынке к 2015 году должна достигнуть 15 % .

По интенсивности космической деятельности (по количеству запущенных космических кораблей и количеству запущенных космических аппаратов) Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет .

По объёму финансирования гражданской космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире .

В настоящее время агентством Роскосмос заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с 19-ю странами; среди них США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина и страны, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА)

В марте 2010 года Франция заказала у России 14 ракет-носителей «Союз» на $1 млрд . В ноябре 2011 года, в свете успешного сотрудничества РФ и Франции в ходе подготовки и запуска ракеты-носителя с французского космодрома Куру, стало известно о заключении контракта на строительство 21 ракеты-носителя «Союз», оценочная стоимость не менее 32 млрд, руб. (также помимо данного контракта российские и французские специалисты займутся разработкой ракеты-носителя нового поколения)

См. также Международный авиационно-космический салон (МАКС) (Заключено контрактов на сумму: в 2005 - $5 млрд, в 2007 - $3 млрд, в 2009 - $10 млрд).

Авиационно-космическая техника - основная область инженерии, занимающаяся созданием и развитием летательных и космических аппаратов. Она разделена на две основные части: авиационная техника и техника астронавтики. Авиационная техника была первоначальным термином, но технологии полета использующиеся в космическом пространстве дало шаг другому термину, более широкому «аэрокосмический инжиниринг», который используется и по сегодняшний день. Аэрокосмическая промышленность, в частности, филиал космонавтики, часто называют её .

Обзор [ | ]

Летательные аппараты подвергаются суровым условиям, таким как: изменения, производимые атмосферным давлением и температурой, структурные нагрузки, приложенные к летательному аппарату.

История [ | ]

Зарождение аэрокосмической техники как науки можно наблюдать с конца XIX - начала XX веков, хотя работа сэра Джорджа Кейли датируется последним десятилетием XVIII века до середины XIX века. Один из самых важных людей в истории воздухоплавания , Кейли был пионером в области авиационной техники . Ранее знания об авиационной технике во многом были эмпиричными, некоторые понятия и навыки были взяты из других областей инженерного дела . Ученые поняли некоторые ключевые элементы аэрокосмической техники в XVIII веке. Много лет спустя, после успешных полетов братьев Райт, в 1910-е года развитие авиационной техники произошло за счёт необходимости в разработке военных самолетов для Первой мировой войны . Первое определение авиационно-космической техники появилось в феврале 1958 года . Определение объединяло атмосферу Земли и космическое пространство в единую сферу и тем самым охватило оба термина: самолеты (аэро) и космические аппараты (космос). В ответ на первый запуск СССР первого спутника Земли в космос 4 октября 1957 года, инженеры аэрокосмической отрасли США запустили первый американский спутник 31 января 1958 года. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства было основано в 1958 году как ответ в результате Холодной войны .

Элементы [ | ]

Приведем некоторые элементы аэрокосмической техники:

В основе большинства из этих элементов лежит теоретическая физика, например, гидродинамика для аэродинамики или уравнений движения для динамики полета. Существует также большие эмпирические компоненты. Исторически сложилось так, что эмпирический компонент был получен из испытаний масштабных моделей и прототипов, либо в аэродинамических трубах или в свободной атмосфере. Совсем недавно достижения в вычислительной технике позволили использовать вычислительную гидродинамику для моделирования поведения жидкости , уменьшая время и счет, потраченный на аэродинамической трубе тестирования. Кроме того, аэрокосмическая техника решает интеграцию всех компонентов, которые составляют воздушно-космическое транспортное средство (в том числе подсистемы питания, связь , жизнеобеспечение и т.д.) и его жизненный цикл (проектирование, температура, давление, радиация , скорость, время жизни).

Степень программ [ | ]

Авиационно-космическая техника может быть изучена в качестве дипломной работы степени бакалавра, магистра и доктора наук в аэрокосмических инженерных отделах во многих университетах, и в механических инженерных отделах. Некоторые учреждения различают авиационную технику и астронавтику. Подготовка в области химии , физики , математики , имеет большое значение для студентов, обучающихся в области авиационно-космической техники.

В популярной культуре [ | ]

В английском языке выражение «учёный в области ракетостроения» (англ. rocket scientist ) иногда используется в переносном смысле, чтобы описать очень умного человека, так как ракетостроение рассматривается как практика, требующая больших умственных способностей, особенно в технической и математической областях. Термин иронически используется в выражении «это не ракетостроение» (англ. It"s not rocket science ), чтобы указать, что задача проста.

Примечания [ | ]

  1. Stanzione, Kaydon Al (1989), "Engineering", Encyclopædia Britannica , vol. 18 (15 ed.), Chicago, pp. 563–563
  2. Career: Aerospace Engineer (неопр.) . Career Profiles . The Princeton Review. - «Due to the complexity of the final product, an intricate and rigid organizational structure for production has to be maintained, severely curtailing any single engineer"s ability to understand his role as it relates to the final project.». Проверено 8 октября 2006.
  3. Sir George Cayley (British Inventor and Scientist) (неопр.) . Britannica (n.d.). - «English pioneer of aerial navigation and aeronautical engineering and designer of the first successful glider to carry a human being aloft.». Проверено 26 июля 2009.
  4. The Pioneers: Aviation and Airmodelling (неопр.) . ?. - «Sir George Cayley is sometimes called the "Father of Aviation". A pioneer in the field, he is credited with the first major breakthrough in heavier-than-air flight. He was the first to identify the four aerodynamic forces of flight – weight, lift, drag, and thrust – and their relationship and also the first to build a successful human carrying glider.». Проверено 26 июля 2009.
  5. (1988), "Aeronautical engineering", Encyclopedia Americana , vol. 1, Grolier Incorporated

Сохранение лидирующих позиций России в космической отрасли

Индустрия

Аэрокосмическая отрасль по темпам развития превосходит большинство других промышленных отраслей и имеет большое общеэкономическое и научное значение для любого государства. Современные авиационно-космические предприятия внедряют и используют новейшие научно-технические достижения, постоянно модернизируют производство.

Использование композитных материалов позволяет улучшить функциональные характеристики ракетно-космических летательных аппаратов.

Развитие современной российской ракетно-космической техники и оборудования

Преимущества применения углекомпозитов

Благодаря высокой удельной прочности и стойкости к воздействию высоких температур, а также стойкости к вибрационным нагрузкам и малому удельному весу, углеродные композиты начали широко использоваться в радио-космической и авиационной технике.

Применение композитных материалов в авиакосмической отрасли позволяет снизить вес конечного изделия и благодаря этому уменьшить эксплуатационные затраты и расход топлива.

  • Высокая прочность
  • Высокая жёсткость
  • Весовое качество
  • Стойкость к воздействию высоких температур, магнитных волн и радиации
  • Высокая коррозионная стойкость
  • Вибрационная стойкость

Преимущества композитных деталей на основе углеволокна в аэрокосмической отрасли

Материал в десятки раз прочнее, чем стандартные сорта стали

Углекомпозитные разъёмы в разы надежнее изделий из латуни, алюминия, никеля, бронзы и нержавеющей стали

Сравнительные характеристики углеволокна и других материалов

Тип волокна




Прочность при растяжении, МПа Модуль упругости при растяжении, ГПа Удлинение при разрыве, % Плотность, г/см3
Углеродное (на основе ПАН-прекурсора) высокопрочное со стандартным модулем 3500-5000 200-280 1,4-2,0 1,75-1,80
высокопрочное среднемодульное 4500-7000 280-325 1,7-2,1 1,73-1,81
высокомодульное 3500-5000 325-450 0,7-1,4 1,75-1,85
сверхвысокомодульное 2500-4000 450-600 0,7-1,0 1,85-1,95
Стеклянное E-стекло 2500-3800 70-75 4,5-4,7 2,5-2,7
S-стекло 4000-4500 80-90 5,0-5,3 2,5
Органическое Арамидное 3000-3600 60-180 2,4-3,6 1,45
Полиэтиленовое 200-3000 5-170 3-80 0,96
Стальное высокопрочное 1200-2800 200 3,5 7,8
нержавеющее 800-2000 190 3,0 7,8
Базальтовое 3000-4800 90-110 3,0 2,6-2,8
Борное 3500-4000 350-400 0,5-0,7 2,6

Применение

Углеволокно — это традиционный материал для современной аэрокосмической отрасли. На его основе изготавливают корпусные детали и детали внутреннего интерьера.

Благодаря волокнистой структуре детали из углеволокна перераспределяют внутреннее напряжение и блокируют расширение небольших трещин. Следовательно, такие детали разрушаются реже, чем металлические. Кроме этого, из углекомпозитов производят отражатели антенн, траверсы космических кораблей, переходные модули и межблочные конструкции.

В 5 раз легче стали

В 1,8 раза легче алюминия

Историческая справка

Именно аэрокосмическая отрасль способствовала развитию массового производства углеродного волокна. В 60-х годах прошлого века поиски материала альтернативного традиционным привели конструкторов к выводу об эффективности использования углерода. Связано это было с тем, что данный материал обладает высокой термостойкостью, меньшим весом, высокой удельной прочностью и жёсткостью, стойкостью к воздействию различных сред.

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
совокупность предприятий, занятых конструированием, производством и испытаниями самолетов, ракет, космических аппаратов и кораблей, а также их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной аппаратуры и др.). Эти предприятия принадлежат государству или частным владельцам. Авиационно-космическая промышленность имеет важное политическое и экономическое значение. Ею в значительной мере определяются промышленный потенциал и престиж государства: ее предприятия поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест.
РЫНКИ СБЫТА
Сбыт авиационно-космической продукции осуществляется по пяти основным направлениям.
Военные самолеты и ракеты. Военные самолеты различаются по назначению. Истребители перехватывают самолеты противника, атакуют воздушные и наземные цели, совершают дозорные и разведывательные полеты. Задачи бомбардировщиков - поражение отдаленных наземных объектов. Для поражения близких объектов применяются штурмовики; они меньше бомбардировщиков и уступают им в бомбовой загрузке. Самолеты-корректировщики действуют совместно со штурмовиками. Назначение транспортных и учебных самолетов ясно из их названий. Транспорты, истребители и штурмовики некоторых типов используются как самолеты-заправщики или носители средств радиоэлектронной войны. Вертолеты особенно эффективны как средства спасения, но есть их типы, которые выполняют функции штурмовиков и транспортных летательных аппаратов. Существуют военные самолеты для решения и многих других специальных задач.

ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ истребителя F-117 "Стелс", одного из самых совершенных двухдвигательных самолетов этого типа.



СТАРТ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ "Трайдент". Справа видна мачта атомной подводной лодки, запустившей ракету.


Назначение боевых ракет связано с их размерами. Баллистические ракеты обычно тяжелы и велики по размерам; самые большие из них - межконтинентальные. Основная часть траектории таких ракет лежит за пределами земной атмосферы. Ракеты меньших размеров обычно рассчитаны на дальности до сотен километров и управляются на протяжении всего полета; самые малые из них относят к категории снарядов.
Космическая техника. Заказы на космическую технику поступают, как правило, от правительств и их агентств. В США этими проблемами ведает НАСА (NASA - National Aeronautics and Space Administration) - Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, в России - Российское космическое агенство. Космический летательный аппарат может быть пилотируемым или беспилотным. Возвращаемые на Землю аппараты при входе в плотные слои атмосферы движутся сначала по баллистической траектории, а в плотных слоях атмосферы и перед посадкой используют парашюты или крылья. Примером крылатого аппарата является американский воздушно-космический корабль "Шаттл". Космические аппараты выводятся в космос ракетами-носителями. В качестве ракет-носителей часто используются модифицированные баллистические ракеты. Для проведения научных исследований в космосе применяются и специальные исследовательские ракеты, размеры которых относительно невелики.


СТАРТ РАКЕТЫ "Ариан" (Европейское космическое агентство).



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СПУТНИК "Пионер А"


Космос может быть использован в различных целях - коммерческих, научных и военных. В последние десятилетия активизировались военные программы, поэтому для защиты страны от нападения из космоса были созданы ЦУКОС МО РФ и Управление космических систем ВВС США с задачей использования и обслуживания искусственных спутников Земли. Создание воздушно-космической транспортной системы "Шаттл" должно было удешевить это обслуживание.
Воздушный транспорт. Люди активно пользуются воздушными путями сообщения; потребность в крупных пассажирских самолетах в настоящее время продолжает возрастать. Производство гражданских авиалайнеров осуществляется параллельно производству военных транспортов. Выпуск гражданских самолетов - своеобразная защитная реакция самолетостроительных компаний на капризы неустойчивых рынков военной и космической техники. Авиалайнеры различаются по конструкции и размерам в зависимости от расчетного количества пассажиров и дальности полета. Обычно на более протяженных маршрутах используются более крупные машины. Небольшой самолет весит АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ10 т и берет на борт до 10 пассажиров. "Боинг-747" берет от 331 до 550 человек и весит от 300 до 400 т. Дальность полета "Боинга-747-400" равна почти 13 000 км. Многие транспортные самолеты перевозят только грузы. Англо-французским консорциумом и Советским Союзом в свое время выпускались сверхзвуковые авиалайнеры. Англо-французский лайнер "Конкорд" до сих пор совершает полеты на линиях регулярного воздушного сообщения.


ПАССАЖИРСКИЙ ЛАЙНЕР "Боинг-747" в сборочном цеху самолетостроительного завода Сиэтла.


Малые самолеты гражданской авиации. К этой категории относятся самолеты, используемые в деловых и личных целях. Деловые самолеты - как правило, реактивные или турбовинтовые - имеют вместимость до 40 человек (вместе с экипажем) и грузоподъемность от 3 до 35 т. Личные самолеты меньше, и на них обычно устанавливаются поршневые двигатели. Полеты в личных целях дороги и приводят, в конечном счете, к потере времени; на больших расстояниях личные самолеты не выдерживают конкуренции с авиалайнерами, а на малых - с автомобилями.
ОСОБЕННОСТИ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Производственное оборудование авиационно-космической промышленности соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд искусных мастеров. Многим узлам ракет и космической техники необходима прецизионная обработка, они должны функционировать даже более надежно, чем самолетные изделия; производственные площади таких предприятий похожи скорее на лаборатории, нежели на заводские цеха. Напротив, производству личных самолетов до сих пор присущи те же способы работы с листовым металлом, что применялись в самолетостроении 1930-х годов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности, кроме малых самолетов гражданской авиации (их производство часто заимствует результаты изысканий из других областей техники). Для успеха фирмы на рынке авиационно-космической техники необходимы определенные условия, а именно: 1) техническая компетенция и постоянство кадрового состава; 2) достаточный опыт выпуска продукции по своим конструкторским разработкам; 3) умелая организация сбыта готовых изделий; 4) диверсификация производства; 5) эффективность затрат; 6) устойчивость финансового положения. Перспективными для долгосрочного развития промышленности представляются авиалайнеры и космическая техника. Сокращение рынка вооружений, похоже, может быть скомпенсировано объемом продаж на других секторах рынка, достаточных для получения приемлемых прибылей. По темпам развития авиационно-космическая промышленность превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации.
См. также
АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ ;
АЭРОНАВИГАЦИЯ ;
АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ ;
АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ;
АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ ;
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ;
РАКЕТА ;
КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ;
КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ "ШАТТЛ".
ЛИТЕРАТУРА
Гиммельфарб А.Д. Основы конструирования в самолетостроении. М., 1980 Технология самолетостроения. М., 1982 Гэтланд К. и др. Космическая техника: иллюстрированная энциклопедия. М., 1985 Глушко В.П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., 1987 Свищев Г.П. Авиация: энциклопедия. М., 1994

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ" в других словарях:

    Здесь рассматриваются основные (силовые) элементы конструкций самолетов и воздушно космических летательных аппаратов, современные материалы и важные конструктивные особенности авиационно космической техники. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ… … Энциклопедия Кольера

    Динамика индекса промышленного производства в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия

    Запрос «МКС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Международная космическая станция … Википедия

    Отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих… … Энциклопедия техники

    Область научно исследовательских и опытно конструкторских работ, которая первоначально ограничивалась проектированием, разработкой и производством самолетов, а затем включила в круг своих интересов все средства передвижения над поверхностью земли … Энциклопедия Кольера Энциклопедия Кольера

    Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого перелета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы … Энциклопедия Кольера

Аэрокосмическая отрасль

Сегодня Самарский авиакосмический комплекс представляет собой интегрированную систему, включающую сырьевые и энергетические предприятия, заводы-изготовители комплектующих изделий, заводы-сборщики, а также все профильные научно-исследовательские организации и аэрокосмический университет, готовящий специалистов в этой области.

Достижения разработчиков и создателей авиационной и космической техники в Самарской области неразрывно связаны с именем генерального конструктора двигателей НК - Николаем Кузнецовым. Его именем названо предприятие, на котором он много лет трудился.

Авиакосмический комплекс Самарской области - это:

Среднемагистральные самолеты Ту-154 разных модификаций;

Ракетоносители космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз", "Молния", "Прогресс";

Двигатели ракетоносителей, авиационные двигатели;

Космические аппараты типов "Космос", "Фрам", "Ресурс", "Фотон", "Бион", "Эфир";

Двигательные установки для ракетоносителей;

Агрегаты для самолетов Ту-204, Ту-334, Ту-154, Ил-90-300, Ил-114, Миг-29, Миг-32, Су-27, Су-29, двигателей НК-22, НК-86, НК-88.

В настоящее время в Самарской области работает 12 предприятий и организаций авиационной промышленности, подведомственных Российскому агентству по промышленности. Эти предприятия занимаются как производственной деятельностью, так и научными исследованиями в области авиации. Общая численность работающих - около 28 тыс. человек, суммарный годовой объем производства по итогам работы в 2006 году составил 5,7 млрд. рублей.

Лидер авиастроения в Самарской области - ОАО "Авиакор-авиационной завод", освоивший серийное производство нового регионального самолета АН-140. Проект Ан-140 реализован без малейшей поддержки со стороны федеральных структур, а исключительно на средства предприятия и при финансовой поддержке Правительства Самарской области.

Самарский авиакосмический комплекс представлен несколькими базовыми предприятиями: ОАО "СНТК им. Н.К. Кузнецова", ОАО "Моторостроитель", ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения", ОАО "Металлист-Самара", ЗАО "АвиакорПром", ГНПРКЦ "СКБ-Прогресс", ОАО "Авиаагрегат", ОАО "Старт", ОАО "Агрегат" и другие.

Легкая промышленность

Лёгкая промышленность в Самарской области представлена текстильной, трикотажной, швейной, меховой и обувной подотраслями.

Легкая промышленность области представлена предприятиями практически всех подотраслей: текстильной, трикотажной, швейной, меховой и обувной. Наибольшим удельным весом обладает продукция швейной и текстильной подотраслей.

В этой отрасли в области работает более 400 предприятий различных форм собственности. Они имеют оборонную значимость, обеспечивают население товарами первой необходимости, а также удовлетворяют потребность в текстильных товарах и спецодежде предприятия области.

Самое крупное предприятие - ЗАО "Новокуйбышевская фабрика трикотажного полотна". Не менее значимыми являются ЗАО "НФТП", ЗАО "Самарская трикотажная фабрика", ООО "Русь Плюс", ОАО "Самарская швейная фабрика", ОАО ПШО "Волга", ОАО "Новокуйбышевская швейная фабрика", ОАО "Сызранская швейная фабрика", ООО "Меховая компания "Отрада", ООО "Промкомбинат облпотребсоюза", ООО "Чапаевский завод мешкотары", ЗАО "Обувьпром", ООО "Учебно-производственный комбинат".

По итогам работы за 2012 год предприятия легкой промышленности реализовали продукцию собственного производства и оказали услуги в текстильном и швейном производстве на сумму более 2 млрд. рублей.