Узоры для плоскорельефной резьбы по дереву. Плоскорельефная резьба по дереву: подборка оригинальных работ

Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.

Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.

О резьбе по дереву для начинающих

Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.

В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.


Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.


Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.

А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.

Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:


Стильные двери:

Восхитительные статуэтки ручной работы:


Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.

Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.

Виды резьбы по дереву

Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.

Геометрическая резьба по дереву это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).

Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.


Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.

– это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.

Возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.

Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.

Чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.

– самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.


Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.

Что можно украсить резьбой?

Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.

Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.

Выбираем инструменты для резьбы по дереву

Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.

Базовый инструментарий

Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.

В базовый набор для резьбы по дереву входит:

  • несколько ножей и стамесок;
  • надфили;
  • ножовки по металлу;
  • тиски;
  • наждачная бумага;
  • дрель с несколькими видами сверл;
  • бруски.

Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.

Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле

При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.

Стамески для резьбы

Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.

Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.

Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.

Еще бывает V –образный вариант стамесок . Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.

Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.

В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

Материалы для работы

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!

Технология геометрической резьбы

Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.


Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.

Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.

Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:

  • Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
  • Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
  • Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
  • После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.

Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.

Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»

Инструменты . Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.

Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.

Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.

Второй этап . Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.

Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.

Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.

Третий этап . Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.

Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.

Пятый этап . Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.

Рисунки для резьбы по дереву

Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.

Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Мы предлагаем вам архив из . Выбирайте, распечатывайте, творите.

Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих

Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.

Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.

Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.

А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:

Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!

Рельефная резьба

Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы – барельеф и горельеф. Первый – это вид рельефной скульптуры, для которой характерна такая особенность: выпуклая часть изображения возвышается над плоскостью не более чем наполовину своего объема, в отличие от горельефа, при котором изображение возвышается над плоскостью более чем на половину своего объема. Эти виды различны и по сфере применения: если горельеф используется в основном в архитектуре, то барельеф находит более широкое применение: его можно встретить не только в архитектуре, но и в качестве декора памятников, на монетах, медалях, геммах и т. п.

Секреты между строк

Как найти золотую середину между крупной формой и деталями?

Для резчика важно не перегружать изделия излишней деталировкой, но и не уделять им должного внимания тоже нельзя. Владение этой стороной резьбы показывает, насколько искусен мастер. В этом помогают фотография, живопись и графика. Резчик должен собирать материал, чтобы при необходимости посмотреть аналоги, что особенно важно, если какие-то детали, например положение динамичных складок на одежде, нельзя проверить на модели. Выполнение складок требует большого опыта и мастерства, поскольку надо так изобразить их, чтобы под ними ощущалась фигура. Тогда это будет убедительно.

Поскольку основное преимущество рельефной резьбы заключается в игре светотени, то все линии и пересечения выполняют максимально четко и точно. Рельефная резьба относится к трудоемким видам резьбы, так как предполагает наличие у резчика опыта, умение работать обеими руками и владение разнообразными резчицкими инструментами. Последовательность выполнения рельефной резьбы такова: нанесение рисунка, надрезание и подрезание контура рисунка или орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа орнамента, чистовая обработка фона, выполнение мелкого рельефа орнамента, чеканка фона. Поскольку о нанесении рисунка мы уже говорили, нет смысла останавливаться на этом еще раз. Что касается непосредственно выполнения резьбы, то это наглядно показано на рис. 89.

Рис. 89. Последовательность выполнения рельефной резьбы: а – надрезание по контуру; б – подрезание к основанию надреза; в – черновая выборка фона; г – заоваливание орнамента и чистовая зачистка фона; д – разработка рельефа

Для надрезания инструмент (для выполнения прямой линии используют нож-косяк, для криволинейной – стамеску необходимого профиля) держат вертикально по контуру рисунка, немного наклонив в его сторону (это поможет избежать «поднутрения» орнамента при высоком рельефе).

Секреты между строк

Когда можно приступать к вырезанию деталей?

Начинающие резчики, наметив общие контуры головы, переходят к деталировке лица. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Конкретными деталями можно заниматься только тогда, когда выявлена форма, обработан силуэт, да и сами детали продуманы до мельчайших подробностей. Нарушение последовательности в резьбе приводит к серьезным и часто неисправимым ошибкам.

Подрезание осуществляют отлогими, средними и крутыми стамесками, а также тычком (инструмент держат под углом примерно 45° к плоскости заготовки и нажимают на конец ручки ладонью). Глубину подрезания выдерживают на одном уровне.

В сложных орнаментах элементы могут находить друг на друга. Тогда надрезание и подрезание начинают с верхних линий и выполняют их менее глубокими, надрезание и подрезание элементов, находящихся на фоне, – более глубокими.

На твердой древесине надрезы не всегда получаются с одного раза, поэтому допускается их повторение. При этом при первом надрезе на инструмент нажимают довольно легко, поскольку здесь главное, чтобы рез пришелся точно на линию рисунка и получился чистым и гладким. Рез углубляют во время подрезания.

Фон начинают начерно выбирать в первую очередь с больших по площади участков, используя широкие стамески, которые перемещают в различных направлениях. Это определяется как площадью фона, так и направлением слоев древесины. Стамеску держат обеими руками под небольшим углом к плоскости фона. Результатом работы должен стать одинаковый по глубине фон.

Форму рельефа выявляют путем заоваливания (при этом важно добиться того, чтобы у выпуклого элемента не было резких очертаний, но при этом он не производил впечатление плоского) или закругления выпуклых элементов (после того как выполнены надрезание и подрезание, с них снимают основную фаску под углом 45°, потом поочередно верхнюю и нижнюю, в заключение зачищают отлогой стамеской).

Секреты между строк

В какой последовательности вырезают голову и лицо деревянной скульптуры?

Уточнив наклон или поворот головы, установив направление взгляда, можно приступать к деталям лица. Работа идет от общего к частному: овал лица, волосы, линия профиля. Потом намечают линии глаз, ушей, рта. Если пропорции не нарушены, уточняют детали, причем глаза и уши выполняют на заключительном этапе.

Чистовую зачистку фона начинают с обработки больших участков, используя прямую широкую стамеску, которую держат практически горизонтально. В углах и узких местах нужно работать особенно осторожно, чтобы не повредить орнамент, поэтому применяют узкие стамески или клюкарзы, зачищая фон в направлении от края к центру.

Нередко фон покрывают чеканкой, что осуществляют с помощью чеканов (пуансонов), по которым молотком наносят короткие удары. Но необходимо заметить, что в рельефной резьбе к такому приему прибегают редко.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

Из книги автора

Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

Из книги автора

Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

Из книги автора

Из книги автора

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

Из книги автора

Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

Из книги автора

Домовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас

Из книги автора

Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

Из книги автора

Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

Из книги автора

Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и

Рельефная резьба по дереву может стать не просто увлечением. Освоив навыки владения инструментов и познакомившись с технологией, мастер сможет получить хороший и стабильный источник дополнительного дохода. Украшения из дерева востребованы и в квартирах, и в загородных домах.

Пример картины выполненной рельефной резьбой

Резьба по дереву — традиционный промысел многих народов. Этот тип прикладного искусства имеет многовековую историю. И за это время мастера создали несколько разновидностей технологий, таких как:


К тому же как отдельную разновидность специалисты выделяют обработку дерева в кудринском стиле (кудринско-абрамцевском). Своим названием стиль обязан месту своего рождения — деревне Кудрино в Подмосковье. Он отличается обильными растительными орнаментами, гирляндами из цветов, в которых помещены своеобразные животные и птицы.

Свое название тип обработки дерева получил от слова «рельеф», что в нашем случае понимается как участки, поднятые над общей поверхностью. Плоскорельефная резьба, в свою очередь, делится по способам исполнения на:

  • барельефную;
  • горельефную.

Первый тип имеет высокий рельеф, второй — более низкий. Признаком глухой разновидности обработки древесины является сплошная резная поверхность фона без ровных поверхностей.


Пошаговое выполнение плоскорельефной резьбы

В фон расположен ниже уровня рисунка, и его выбирают стамеской того или иного типа. Одна из разновидностей художественной обработки дерева — . Она отличается от рельефной тем, что на поверхность материала наносится рисунок, контуры которого выбираются специальным инструментом.

Выступающая часть остается плоской, и только контуры подчеркивают изображение, в то время как рельефно выполненная резьба имеет фигурную поверхность рисунка.

Отметим, то прорезная обработка подразумевает полную выборку фона, то есть рисунок словно висит в воздухе.

Что можно получить, вырезая по дереву

Основным рисунком, который выполняется в технике плоскорельефная резьба или же другой его разновидности, является . Это может быть простой геометрический рисунок или же растительность, стилизация.


Пример шкатулки выполненной рельефной резьбой

Более опытные мастера включают в свои работы изображения животных, птиц, людей. Присутствуют как традиционные народные сюжеты, так и композиции на темы современности. Все упирается в мастерство автора и его умение перенести на доску изображение.

Читайте также

Резная мебель из дерева ручной работы

Поскольку исходным материалом для такого типа работы является деревянная доска, то из нее делают:


Ассортимент изделий очень велик. Рельефно можно обработать поверхность разделочной доски и подоконник, в общем, любую вещь в доме, имеющую плоскую поверхность. Наиболее востребованными являются сувениры, выполненные в стиле рельефная или контурная резьба.

Сделанная своими руками вещь в традиционном народном духе станет прекрасным подарком для родных и близких. А еще, освоив работу, мастер сможет продавать сувениры через интернет. Такие изделия очень востребованы, особенно за границей.

Как выбрать и подготовить дерево для резьбы

Начинать тренироваться делать резные рельефные поверхности можно на уже готовых досках. Подойдут полки со старых стеллажей, детали, которые можно купить за бесценок в любом столярном цеху или на пилораме. Наиболее подходящей для резьбы считается древесина липы. Из плюсов этой породы мастера отмечают равномерную плотность, незначительную усадку при сушке и быстрое высыхание, кроме того, возможность резать рельефно как вдоль волокон, так и поперек них.

Перед работой материал нужно просушить. Дерево заготавливают с ноября по февраль, когда в нем мало соков. Если мастер покупает уже готовую заготовку, то нужно уточнить, была ли она просушена. Если делает сам, то процесс выглядит следующим образом. Сперва ствол очищается от веток и коры, потом режется на части.


Затем дерево для резной обработки вываривается в емкости с добавлением соли в течение 4 часов. Это удалит соки и ускорит процесс сушки. Затем заготовки опускают в подвал, где ставят стоймя на бетонный пол. Это вытянет излишек влаги, после чего древесину укладывают в проветриваемом помещении под навесом для сушки. Нормальным считается содержание влаги в пределах 12-10%. Без специальных приборов содержание можно узнать так. С торца срезают кусок длиною 3 см и шириною 15 см (лишнее удаляют).

Фрагмент взвешивают, после чего сушат 5 часов при температуре +100°С в духовке. После снова взвешивают и делают вычисления. Для этого полученную разницу делят на 150 и умножают на 100. Результат покажет имеющуюся влажность.

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе и в изготовлении различных сувениров. Характеризуется выбиранием или углублением фона вокруг орнамента на глубину 5-7 мм.

В плоскорельефной резьбе изображение принимает объемные формы, сохраняя одинаковую высоту большинства выступающих плоскостей при одинаковой глубине фона.

Плоскорельефная резьба дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением животных, птиц и человека.

Плоскости орнамента могут быть (рис. 1):

1-вогнутыми;

2-прямыми;

3-выпуклыми

Рис. 1. Плоскости орнамента в плоскорельефной резьбе

Фон в плоскорельефной резьбе бывает (рис. 2):

- Заоваленный (а). Резьба с заоваленным контуром или фоном является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. Напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранным выемок, немного заоваленных.

- Подушечный (б). Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминают подушечки.

- Выбранный (в). Резьба с выбранным фоном выполняется также, как и резьба с заоваленным контуром, но фон выбирается на определенную глубину. Фон можно сделать ровным, зачеканить или заполнить профильными прорезками.

- Подобранный (г). Выполняют аналогично резьбе с заоваленным фоном, но фон вокруг орнамента выбирают под определенным углом наклона к плоскости.

- Поднутренный (д). Резьба с поднутренным фоном, похож на резьбу с выбранным фоном, с той лишь разницей, чтофон заходит под орнамент.

Рис. 2. Виды фона в плоскорельефной резьбе

Можно выделить разновидности плоскорельефной резьбы такие как:

Ажурная (прорезная) резьба . Фон узора выбирается полностью сквозным выпиливанием или высверливанием (рис. 3). В технике ажурной резьбы выполнены наличники, карнизы, ставни, причелины, ветреницы, подкрылки в русских и белорусских избах.

Накладная резьба . Это ажурная резьба, прикрепленная к деревянной плоскости.

Техника выполнения плоскорельефной резьбы

Выполнение плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром.

Резьба начинается с надреза ножом-косяком по контуру рисунка (рис. 4), затем следует подрезка со стороны фона.

Рис. 4. Выполнение резьбы с заоваленным контуром

(стрелками показано направление движения инструмента):

а - надрезание; б - подрезание; в - заоваливание контура.

После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. В результате получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.

В ыполнение плоскорельефной резьбы с выбранным фоном.

По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона (рис. 5).

Рис. 5. Выполнение резьбы с выбранным фоном

Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура орнамента. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками.

При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки.

Осовной инструмент для выполнения плоскорельефной резьбы: нож-косяк, полукруглые стамески различной ширины.

Плоскорельефная резьба широко применялась и применяется для украшения мебели, различных сувениров, в домовой и интерьерной резьбе.

Изделия и панно изготовленные с применением плоскорельефной резьбы представлены на фотографиях:

Шкафчик с элементами плоскорельефной и ажурной резьбы

Панно с сюжетной композицией

Декоративное панно

Литература:

1. Буриков В. Г., Власов В.Н. Домовая резьба-М.: Нива Росси совместно с Компанией «Евразийский регион», 1993-352 с.

2. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. - М.: Издательство «Народное творчество», 2002. - 136 с.: ил.

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, плоскорельефная резьба широко использовалась в быту по дереву - практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

Со времени появления первых орудий труда, все люди стремятся создавать прекрасное. Со временем это стремление принесло результаты в виде умения создавать невероятные произведения из природного материала. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

Учимся плоскорельефной резьбе по дереву своими руками

Плоскорельефная резьба является одним и самых наиболее популярных видов резьбы по дереву. Она очень широко распространена в домовой резьбе, а так же в изготовлении различных сувениров.

Плоскорельефная резьба представляет собой вырезанный узор невысоко выделяющегося над основным фоном орнамента с возможностью придания рельефа как самому рисунку, так и его фоновой части.

Обычно фон вокруг основного рисунка срезают полностью или удаляют на пять - семь миллиметров, чтобы контраст между ними был максимально подчеркнут.

Хоть изображение и отличается довольно значительно по высоте от фона, но сам рисунок, имея объемные очертания, обычно выполнен приблизительно в одной плоскости.

Выделение орнамента относительно фоновой плоскости может иметь несколько вариаций: они могут быть отделаны выемками, насечками, скруглением граней и стать вогнутыми или выпуклыми частично или полностью.

Эскизом для вырезания с применением техники плоскорельефной резьбы могут стать совершено любые реалистичные или стилизованные изображения животных, растений, птиц или даже людей, если опыт вырезания по дереву позволяет подробно качественно прорабатывать даже самые мелкие детали.

Различается несколько типов фона: заоваленный, подушечный, вбранный, подобранный и поднутренный. Все эти виды вы можете рассмотреть и наглядно изучить различия между ними на фото ниже:

Разбираем просто вариант с заоваленным фоном (контуром)

Для выполнения резьбы данного рода вдоль контура эскиза вырезают канавки, которые после заоваливают (скругляют) как со стороны фона, так и со стороны орнамента.

Сначала делают надрезы ножом-косяком вдоль контура. На закруглениях срезы выполняются с использованием полукруглых стамесок подходящей ширины.

Фон рисунка снимается так же ножом или прямой стамеской, выдерживая 30-градусный наклон среза к плоскости заготовки.

Со стороны изображения орнамента контур следует заоваливатъ круче, со стороны фона – отлого, это позволит рисунку выглядеть более выпуклым. По окончании заоваливания с помощью резцов можно отшлифовать изделие мелкой шкуркой.

С подобранным фоном.

Разница между резьбой с подобранным фоном и плоскорельефной резьбой с заоваленным фоном заключается в том, что фон вокруг орнамента снимают с одним выбранным для всего изделия углом наклона к плос­кости заготовки (30-45°) и далее не обрабатывают (не скругляют) режущим инструментом и не шкурят.

С поду­шечным фоном.

Резьба с подушечным фоном – это разновидность резьбы с заоваленным контуром. Разница лишь в том, что фон не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. У возвышения орнамента над фоном есть свои плюсы, но и свои минусы. Работа по срезу всего фона на одинаковую высоту занимает довольно много времени, особенно при больших объемах. К тому же эта работа требует сноровки и аккуратности, чтобы не испортить изделие.

С выбранным и поднутренным фоном.

Данный вид отличается от других тем, что вокруг основного рисунка создают углубления, из-за чего изображение словно возвышается над фоном на различную высоту (обычно в пределах 5-7мм), оказываясь более глубоким и интересным внешне.

Увидеть и почувствовать разницу между разными видами резьбы очень сложно. Зачастую многие виды комбинируются в одном изделии, из-за этого не стоит давать четких определений и разворачивать на этой почве каких-либо споров..

Видео по теме статьи

В конце статьи для вас подобраны видео с примерами плоскорельефной резьбы, а так же с увлекательно и подробно описанным процессом создания этих самых изделий.