Фарфор что из него делают. Виды фарфора в посуде (классификация, свойства, внешний вид)

20.08.2018

Мы решили узнать, в чем секрет. Собрали для вас все самое интересное о фарфоре: когда появился, из чего его делают, какие технологии бывают.

В каталоге Vazaro много фарфоровой посуды : сервизы и отдельные предметы, чашки и блюда для сервировки. У фарфора долгая история, и даже сегодня, когда вокруг тысячи других материалов, он не сдает свои позиции.

Что такое фарфор и чем он отличается от керамики?

Фарфор - это вид керамики, который не пропускает газ и воду, но просвечивает, если стенки достаточно тонкие. Его делают из смеси глины, каолина, шварца и полевого шпата. Смесь получается белой и очень пластичной.

Готовые изделия обжигают при температуре от 1000 градусов - точная цифра зависит от типа фарфора. Потом покрывают глазурью из стекловидной эмали и снова обжигают. Если по фарфоровой чашке ударить деревянной палочкой, получится характерный высокий звук, почти как у хрусталя.

Еще один вид керамики, который близок к фарфору по составу - фаянс. Чтобы отличить их, посмотрите на донышко: если на нем нет глазури - перед вами точно фарфор.

Когда и где появился фарфор?

Первыми изделия из фарфора начали делать китайцы, в 620 году. Больше 1000 лет способ изготовления хранился в секрете, пока в 1708 году немецкие изобретатели Чирнгауз и Беттгер не получили первую формулу европейского фарфора.

В том же году открыли первую фарфоровую фабрику в Дрездене. Правда, сначала там делали бисквитный фарфор - то есть без глазури. В 1710 первые образцы фарфора представили королю, и немецкий фарфор начал завоевывать мир.

Полное описание технологии китайского фарфора появилось в 1735, в письме француза Франсуа Ксавье д’Антреколя. Чуть позже во Франции, в Лиможе, открылись фабрики, которые поставляли лучший фарфор ко двору французского короля. Так началась история знаменитого лиможского фарфора .


В Англии в XVIII веке открыли технологию костяного фарфора - с добавлением золы из костей коров. Этот фарфор назвали Bone China , и теперь его выпускают даже в Китае.

В Россию технику изготовления фарфора завезли в конце 40-х гг XVIII века. Первой мануфактурой стал Императорский фарфоровый завод, который позже переименовали в Ленинградский.

Каким бывает фарфор?

По технике изготовления фарфор бывает мягким и твердым.

Твердый фарфор на 47-66% состоит из каолина и по 25% в составе полевого шпата и кварца. Его обжигают при температуре от 1400 до 1460°C. В итоге в нем меньше жидкой фазы, и при обжиге он меньше деформируется.

Самый прочный вид твердого фарфора - костяной. В его состав добавляют до 50% костяной муки, поэтому у него более тонкие и просвечивающие стенки, хотя разбить его сложнее, чем обычный.

В составе мягкого фарфора каолина не больше 25-40%, кварца 45%, а полевого шпата - 30%. Его обжигают при температуре 1300-1350°С. Мягкий фарфор не такой прочный, как твердый, зато более пластичный, поэтому его чаще используют для декоративных предметов: ваз, статуэток, шкатулок.

Фарфор, который делали в Древнем Китае, был как раз мягким, а европейский - твердым.

Расписывают фарфор тоже двумя способами.


Подглазурная роспись - это когда сначала наносят краски, а потом покрывают прозрачной глазурью. Так они держатся дольше и выдерживают многократное мытье.

При надглазурной росписи краски наносят на глазурь. Так они получаются более яркими, но быстрее смываются. Этот способ подходит для декоративных изделий.

В массовом производстве рисунок наносят деколью. Сначала печатают его керамическими красками на гуммированной бумаге, покрытой лаком, а потом наклеивают на посуду и обжигают. Пленка при этом сгорает, а рисунок вплавляется в поверхность. Премиальный фарфор выпускают ограниченными сериями и расписывают вручную.

Если фарфор расписан золотом, серебром или платиной, мыть его нужно особенно аккуратно: вручную, теплой водой, без порошков и жестких губок.

За что так ценят фарфоровую посуду?

Как и вся керамика, фарфор хорошо переносит высокие температуры и сохраняет тепло. В чашке с тонкими стенками чай или кофе остывают, но не до конца - как раз до нужно температуры. При этом можно перелить горячий суп в фарфоровую супницу , и ее ручки не нагреются.

Фарфор долго служит, каким бы хрупким он ни казался. С годами он не темнеет, не впитывает влагу и грязь. Современный фарфор бывает настолько прочным, что его даже можно мыть в посудомоечной машине.

Посуда из фарфора не портит вкус содержимого, не впитывает запахи и не окисляется. В ней можно долго хранить продукты - например, сливочное масло или сахар - и они не потеряют свой вкус.


Белоснежный глянцевый фарфор выглядит солидно, подходит для повседневной и праздничной сервировки. На белый фон идеально ложатся любые росписи: яркие или пастельные, краски или позолота.

Из чего сделан фарфор

Керамика

Настоящая керамика - темный, непрозрачный, остеклованный продукт и, если его разбить, всегда цветной, иногда коричневый и часто светло-серый.

Керамика свободно сочеталась с местным месторождением глины. Глина сама по себе обеспечивает переход порошка флюса в состояние остеклинения при температуре между 1100-1300’C.

В основном, настоящая керамика имеет нестандартные составляющие, но состоит в основном из натуральной глины. Обычно, добавления других компонентов не включены.

Керамика может производиться из очищенной глины, которая обычно придает темно-желтый цвет керамике, флюс затем добавляет остекленность продукту при требуемой температуре.

Посуда для запекания

Это условие свободно относится к изделиям, включая посуду для сервировки стола и кухонную посуду, которая может использоваться в печи и затем ставиться прямо на стол. Оба, глина и различные остекленные основы, иногда используются в этом направлении. В идеале, посуда для запекания должна быть сделана из остекленной основы, которая имеет низкую температурную расширения. Тем не менее, иногда, производится дешевая, низкого качества, не требующая сложного технологического процесса кухонная посуда из глины. Даже с посудой для запекания/ кухонной посудой нужно позаботиться и о самой посуде и об избежании неровного запекания, которое может быть причиной давления внутри предмета и увеличивает возможность термического шока.

Самые основные материалы, используемые для производства керамических изделий:

Глина может быть кремового или белого цвета, таким образом, кремовый оттенок содержит больший процент клубковой глины, белый оттенок содержит больший процент белой глины. Тип глиняной основы становится пористым при обжиге. Абсорбирует около 6-8% воды и становиться легче по весу.

Преимущество глины - в возможности неглазурованного обжига по меньшей мере 12-ти предметов за один раз. При глазурованном обжиге булавочные рычаги должны использовать отдельно на посуду; это причина создания стандарта марки 3-х булавок. Это также дает возможность захватить наибольшую поверхность при обжиге; основное отличие между глиной и другими основами в том, что фабрика может производить большие объемы пядями, делая продукцию очень привлекательной по цене для производства. Гляняная основа в основном не рекомендуется для использования в ресторанах и отелях, так как она портиться и у нее низкая защита от ударов по сравнению с другими основами.

Остеклованная глина

Эта характеристика относиться к основам, которые имеют абсорбацию воды менее чем 0,5%. Когда такая основа обжигается, это увеличивает прочность и уменьшает вероятность сколов, увеличивая срок использования посуды. Потому что, низкое термическое расширение будет придавать лучшие термические возможности.Эту продукцию можно рекоммендовать для использования в ресторанах и отелях, а так же для запикания.

Фарфор

Фарфор - белый, полупрозрачный остекленный продукт. Это, по существу, остеклененная глина, которая сочетается с белой обоженной глиной, что позволяет развивать белую полупрозрачную основу.

Не такой как большинство фарфоров, он обжигается при условиях окисления, основа становится остекленной при первом обжиге и глазурь применяется и доводится до полной готовности отдельно при последующем обжиге глазури.

Используя производственный метод, на фарфор часто наносится глазировка высокого качества, позволяющая наносить декор под глазурь.

Костяной фарфор

Костяной фарфор имеет основу черезвычайно белую, остеклененную и полупрозрачную. Марки изогнутой булавки не возможны на этой основе, и поэтому, каждый предмет должен устанавливаться на индивидуальные механизмы для установок и каждый предмет ставится на ножку. Как результат этого, нужно больше места в печи для обжига. К этому добавляется стоимость материала и костяной фарфор становиться одним из самых дорогих основ.

Фарфор

Слово фарфор используется, как термин, включающий в себя всю керамическую посуду, которая белая и полупрозрачная. Костяной фарфор может, например, быть включен в эту классификацию, хотя это, конечно, не фарфор.

Фарфор белое, полупрозрачное остеклененное изделие, которое обычно обжигается при пониженной температуре, как результат этого - сине-серый оттенок фарфора.

Фарафор может быть глазурованным и неглазурованным; неглазурованный фарфор можно использовать для производства фигурок. Процесс производства для глазурованного фарфора позволяет нанести декор в обжиг или в глазурь.

Твердая фарфоровая масса, самая типичная для фарфоровой посуды, первый обжиг она проходит при температуре 900-1000’С, придавая достаточную прочность основе, затем глазурь наносится на основу и обжигается при температуре от 1400’С до требуемой.

В состав мягкой фарфоровой массы входит больше флюса и меньше глины, это позволяет проводить обжиг глазури и основы вместе при более низких температурах 1250-1300’С.

Что привезти из Петербурга - пышку, корюшку? Допустим, кусочек поребрика ещё можно (они продаются, так что даже не придётся отковыривать на память), но лучше всего - изделие Императорского фарфорового завода. Пожалуй, у каждого настоящего петербуржца дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой. Или статуэтка или ещё что-то особенное.
Не так давно я смогла побывать на Императорском фарфором заводе и увидеть, как создаются знаменитые изделия и, конечно, та самая узнаваемая кобальтовая сетка.


Справка: Завод создан в 1744-м году (на 20 лет раньше, чем Эрмитаж!) по указу императрицы Елизаветы.
Произведения Императорского фарфорового завода входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира

2

3
Так выглядит Кобальтовая сетка до обжига она чёрная:

4
В этом году завод отмечает 70-летие создания и 65-летие запуска в производство своего фирменного знака - сервиза «Кобальтовая сеточка».
А на всемирной выставке в Брюсселе за узор и форму “Тюльпан” сервиз получил золотую медаль.

5
Автор сервиза - художница Анна Яцкевич, она также придумала и официальный логотип Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова - ЛФЗ. Петербурженка, родившаяся в 1904 году, Анна Яцкевич всю блокаду оставалась в Ленинграде, работала, в 1944 году - к 200-летию Фарфорового завода - была награждена орденом Красной Звезды.

6
Анна Яцкевич при росписи решила попробовать кобальтовые карандаши - у них вместо графитного кобальтовый стержень. Сначала кобальтовые полосы чередовались с полосами, выполненными красной краской.

7
Существует множество теорий возникновения этого, ставшего традиционным, декора, но даже эксперты не знают точного ответа.
Может быть, его навеял «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны или хранящийся в заводском музее венский сервиз с так называемой трельяжной сеткой. Или воспоминания о рвущихся в небо перекрёстных лучах блокадных прожекторов и крест-накрест заклеенных окнах блокадного города.

8

9

10
Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей:

11

12

13
Над таким блюдом художник работает около двух недель:

14
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Но каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто не разглашает.

15

16
Фарфор делят на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор.
Костяной фарфор отличается особой изысканностью, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарформ обычно покрывают глазурью, а непокрытый называют бисквитом.
Все они выглядят по-разному

17
Это бисквит (аппетитные такие названия у фарфора - бисквит, глазурь)

18
Отходы производства:

19
Жидкую фарфоровую массу, шликер, заливают в гипсовую форму:

20
Сложные изделия делаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой:

21
Вот таким:

22
Детали:

23
Бракованные фигурки тоже выглядят круто, так и хочется унести (всё равно же брак, да?), но сотрудникам запрещено что-то забирать, потом это всё используется как сырьё для новых изделий

24
Гипсовая форма собрана из двух частей, чтобы потом можно было её разобрать и вынуть изделие.

25
Через какое-то время извлекают фигуру:

26
Фигурки по эскизам Шемякина:

27
А эту надпись, как сказал Игорь, надо вещать в ЗАГСе:

28
Формы для деталей:

29

30

31
Экземпляр из серии "Народы Российской империи":

32

33

34
А это глазурь. Перед тем, как опустить в неё изделие, надо перемешать до однородного состояния:

35

36
А потом туда окунают изделие, прямо так, без перчаток:

37

38

39
Даже ёмкости с красками со знаменитым декором:

40

41
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор.
Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Кобальтовую сеточку делают именно таким способом.


42
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.


43
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55
Красную краску потом снимут и на этих участках фарфор останется белым:

56

57

58
Для обжига используются печи, которые достигают 30-ти метров в длину.
Пожалуй, именно их бы я хотела увидеть. Да и вообще, пока мы шли по территории завода, на стенах мной были замечены фотографии с производства, выглядели они очень уж живописно и аутентично и я предвкушала, что сейчас тоже наснимаю чего-то такого.
Но оказалось, что эти фото были сделаны на "большом" производстве. Территория завода - 5 га, всё занято цехами, но существует и небольшой корпус, где собраны все фазы производства на маленькой территории, чтобы удобно было показывать и проводить экскурсии. Именно там мы и были.

59
На первом этаже находится магазин завода, туда может прийти каждый и купить что-то.
Загадка: как думаете, сколько стоит такая фигурка?

60
Серия с Ёжиком в тумане:

61
И с Маленьким принцем, продаётся в "Буквоеде", но тут ассортимент лучше:

62
Петербургские сувениры:

63

64

Взят у mitrofanova_m в Императорский фарфоровый завод

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

На прошлой неделе посетил предприятие «Арт-Модерн керамика», занимающееся фарфоровыми изделиями. Очень приятно в нынешнее время видеть такие небольшие (а на предприятии работает около 50 человек) производства с почти ручным трудом, где изделия помнят тепло рук, их сделавших. В силу особенности производства (технология, объем), тут нет многосерийных изделий, поточного производства. Все выпускается маленькими партиями и рождается в стенах небольшого здания, разделенного на разные комнаты - этапы производства. К сожалению, снимать репортаж и запоминать объяснения трудно, поэтому я расскажу лишь о тех моментах, которые произвели на меня впечатление. Помимо традиционной посуды, на предприятии много корпоративных заказов. Милиция, ГИБДД, РЖД и другие. Например вот это памятная штуковина для КБ Миля.
Заказ для милиции - дядя Степа.
А это ваза для РЖД. И это все расписано в ручную. Единственное, изображения слева и справа от паровоза сделаны с помощью декалей.

Различная продукция.
Вот, а это отливка заготовки. Гипсовая форма, в которую заливается фарфоровый раствор. Первый вопрос был, а как делают полости внутри? Оказалось что все просто. Гипсовая форма формирует только внешний вид, а внутри все заливается раствором. Потом гипс начинает забирать у фарфора воду, и внешний слой раствора твердеет. Чем больше стоит заготовка, тем толще стенка образуется. А потом ненужный раствор выливают (он идет на повторное использование) и получается тонкостенная штуковина.
Потом заготовку доводят до ума, шлифуют, убирают заусенцы и готовят под роспись.
Это заготовки заварных чайников для КБ Миля.
Сложные вещи собирают из нескольких деталей.
Котики.
А это наклеенные декали перед повторным отжигом. После печки краска с декали вплавляется в глазурь и становится неотъемлемой частью.
Раскраска зайцев.
Вторым открытием для меня было то, что кобальтовая краска - черная. И лишь после печки она становится синей.
Роспись.

А это готовят зайцев к 2011 году, который будет годом кролика. Мега-задвижка.
Покрытие глазурью.
Армия клонов.
Прелестные зайцы.
Покраска зайцев.
Модель и гипсовая форма.
Печи для обжига. После обжига.
Все печи, кроме одной, электрические. А вот одна работает на сжиженном газе. Одной такой заправки хватает на один обжиг.
Мастерская по производству гипсовых форм.
Коробочная мастерская.

Мастерская по мелкому литью.

Окончательная доводка.
Гипсовая статуэтка Теркина была создана в 1939 году (я дату мог перепутать, так как поэма вышла только в 1941, хотя работа над ней началась как раз в 1939). За долгий срок она пришла в негодность. Специалисты мастерской отреставрировали гипсовую статуэтку, сделали форму и теперь есть возможность полюбоваться на фарфорового Теркина.

Изделия из этих керамических материалов почти всегда окружают человека. Они зачастую радуют глаз своей изысканностью и удобством в пользовании. Однако многие до конца не представляют себе, в чем их отличие при внешнем сходстве.

Звенящий и прозрачный

Этот вид керамики получают в результате высокотемпературного воздействия на очень мелкого помола смесь белой глины, называемой каолином, пластичной глины, полевого шпата и кварца. Если по фарфоровой чашке слегка стукнуть полочной из дерева, она зазвенит чистым высоким звуком различного тона. Стенка такой посуды будет просвечиваться.

Известно, что фарфор имеет китайское происхождение . Впервые его получили в середине первого тысячелетия. Тамошние мастера фарфорового производства строго хранили его секреты. Сотни лет европейцы бились над его разгадкой, пока в начале XVII века не был экспериментально получен мейсенский фарфор. Долгое время ни на Востоке, ни в Европе не могли определить химический состав фарфорового сырья и технологические тонкости его изготовления.

Позже фарфор стали разделять на твердый и мягкий . Первый представляет собой однородную белую массу, которую обжигают при 1350-1450°С . Эта процедура проводится сначала на низком пределе температуры обжига. Затем на изделие наносится глазурь, после чего проводится обжиг на верхнем пределе температуры. В таком фарфоре больше каолина и меньшее количество полевого шпата. У него отсутствуют поры, он отличается высокой прочностью, термостойкостью и своей белизной. Его относят к плотной керамике и используют преимущественно при изготовлении посуды.

Обычно его глазируют, но встречается фарфор, называемый бисквитом, который этой операции не подвергается. Особенным видом твердого фарфора является изобретенный в Англии фарфор, называемый костяным . Это название он получил потому, что до половины его состава составляет фосфат кальция, содержащийся в костях коров. Это очень хрупкий исключительный белизны и просвечиваемости материал, из которого делают преимущественно художественные изделия. Помимо посуды и декоративных целей твердый фарфор используется для производства электроизоляторов и лабораторной посуды.

Существует также мягкий фарфор или полуфарфор, который обжигают при температуре, меньшей, чем нижний порог обжига твердого фарфора. Внешне он схож с твердым фарфором, однако чувствителен к перепадам температуры и механическим воздействиям. Его обычно используют для создания высокохудожественных скульптур. Таким фарфором является и китайский, который содержит меньше каолина. Обычно фарфоровые изделия покрываются глазурью, которой могут заливать расписанную красками поверхность или на нее наносятся краски, которые затем впекаются в глазурь.

Пористый и непрозрачный

Близкий к фарфору фаянс идет на производство недорогой посуды, сантехнических изделий, облицовочной плитки, деталей, декорирующих архитектурные объекты и пр. Для изготовления изделий из него используются те же компоненты, что и для фарфора, но в ином соотношении. Из них примерно 85 % процентов составляет глина. Температура его обжига от 1050 до 1280 °С . Внутри он мелкопористый и плотный, обычно белого цвета. Пористость может достигать способствует его водопоглощаемости, которая может достигать 12 %. Поэтому фаянс покрывают прозрачной или не прозрачной глазурью. Он тоже пришел с Востока.

Чрезвычайной популярностью пользовались расписанные по кремовой глазури цветными эмалями изделия, привезенные из Ирана. Начиная с XVI века фаянс стал производиться во Франции, затем распространился на Англию, Германию и Россию. Фаянс использовался в художественных целях. Его расписывали эмалями, украшали рельефами и покрывали цветными глазурями<. src="https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/02/taar268.jpg" alt="Тарелки из фаянса" width="472" height="490" class="aligncenter size-full wp-image-9880" srcset="https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/02/taar268-289x300.jpg 289w, https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/02/taar268.jpg 472w" sizes="(max-width: 472px) 100vw, 472px">

На территории Российской империи фаянс стали производить в XIX веке. Было запущено несколько фаянсовых заводов. В современной России работают до десятка таких предприятий. Крупнейшие производители фарфора и фаянса в мире располагаются в Великобритании, Германии, Франции и Японии. Принцип производства фаянса сохранился прежний с учетом изменений, вызванных техническим прогрессом. Фаянсовые товары чаще всего готовят путем заливания полужидкой массы сырья в разбираемые формы.

Нестандартные и художественные изделия формуют вручную. Высушенные в специальных камерах, они проходят процедуры чистки и правки. После этого помещаются в закрываемые огнеупорные формы и обжигаются. Обжиг проходит в два этапа. Сначала он делается для формирования черепка. Затем на изделие наносится слой глазури, которая во время обжига расплавляется. После охлаждения получается спеченная с черепком стекловидная поверхность. Фаянс, который предназначается для сантехнических и электротехнических потребностей, обжигается один раз.

В чем разница

  1. Фарфор от фаянса отличается прежде всего своим составом, обеспечивающем стеклоподобность. В нем меньше пластической глины, больше кварца и полевого шпата. 85 % состава фаянса – глина.
  2. У фарфора значительно выше температура обжига.
  3. Фарфор устойчив к жидкостям. Неглазурованный фаянс может впитывать воду.
  4. Механическая прочность фарфора значительно выше, чем у фаянса.
  5. Фарфор просвечивается на свету, через фаянс свет не проходит.
  6. При постукивании по фарфору раздается чистый звонкий звук. У фаянса он глухой.
  7. Фарфор сохраняет свои качества столетиями. На поверхности фаянс со временем образуются трещины.
  8. Если взять два одинаковых по форме и толщине стенок изделия из фарфора и фаянса, то фарфоровое окажется легче.
  9. Неглазированные части фарфоровой посуды белые, а у фаянсовой могут быть бежевыми.
  10. Изделия из фарфора обычно белого цвета и может покрываться росписью. Такие же предметы других цветов вероятнее всего фаянсовые.