Презентация "активные и интерактивные методы обучения". Презентация формы и методы интерактивного обучения Скачать презентация методы интерактивного обучения студентов

С развитием общества изменяются и приоритеты в
образовании.
Только недавно мы начинали внедрять активные методы
обучения. А сегодня многие основные методические
инновации связаны уже с применением интерактивных
методов обучения.

Основными составляющими интерактивных
уроков являются интерактивные упражнения и
задания, которые выполняются учащимися.
Важное отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что выполняя их
учащиеся не только и не столько закрепляют уже
изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы
и
технологии обучения

Педагогическая технология

- это продуманная во всех
деталях модель совместной
педагогической деятельности
по проектированию,
организации и проведению
учебного процесса с
безусловным обеспечением
комфортных условий для
учащихся и учителя
(В.М.Монахов)

Образовательная технология

Совокупность форм, методов,
приемов и средств, применяемых в
какой-либо деятельности.
(А.В.Хуторской)
двусторонний характер взаимосвязанной
(совместной) деятельности учителя и
учащихся;
совокупность приемов и методов, тесно
связанных между собой;
проектирование, организация,
ориентирование, коррекция
образовательного процесса;
наличие комфортных условий;
управление на всех этапах, уровнях, группах.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли
"объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает
"субъектом" обучения (самостоятельная
работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие.
(моделирование жизненных ситуаций,
использование ролевых игр, совместное
решение проблем).

Виды методов обучения

Интерактивные
Пасси
вные
Ученик
Педагог
Ученик
Активные
Ученик
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в
активный процесс получения и переработки
знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
Мини-лекция
Контрольный лист или тест
Ролевая игра
Игровые упражнения
Разработка проекта
Решение ситуационных задач
Приглашение визитера
Дискуссия группы экспертов
Интервью
Инсценировка
Проигрывание ситуаций
Выступление в роли обучающего
Обсуждение сюжетных рисунков
Опрос–Квиз (контроль) и др.

Интерактивные методы обучения

Групповые
Индивидуальные
Выполнение практических задач
Тренировка
Дискуссионные
-Групповая дискуссия
-Анализ ситуаций морального
выбора
-Разбор инцидентов из
практики (метод «кейсов»)
-«Мозговой штурм»
-Презентация
-Обсуждение
-Дебаты
Игровые
Тренинг-методы
-Деловая игра
-Социальнопсихологический
тренинг
-Организационнодеятельностная игра
-Операционная игра
-Сюжетно-ролевая игра
-Дидактическая игра и др.
-Тренинг делового
общения
-Психотехнические
игры

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
1. Лекция – устная или
с применением
современных
технических средств,
презентация и.т.д.
Незаменима при
передаче
сравнительно
большого объема
информации в
структурированной
форме.
Отсутствие обратных
связей
2. Семинар –
коллективное
обсуждение
определенной
проблемы или
темы учебного плана
дисциплины в
различных формах
активизации
восприятия
информации путем
взаимодействия
преподавателя и
обучающегося
Ограничения по
продолжительности,
количеству
участников, их
подготовленности

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.1. Имитационная игра –
модель среды обитания,
определяющая поведение
людей и механизмы их
действий в экстремальных
ситуациях («Конфликт»,
«Ко-раблекрушение»,
«Робинзон» и др.)
Позволяет получить
навыки адаптации к новой
среде
Преподаватель, не
владеющий
коммуникативной
компетентностью, не
научит новому опыту
2.2. Деловая игра – модель
взаимодействия
обучающихся в процессе
достижения целей,
имитирующих решение
комплексных задач в
конкретной ситуации
Позволяет овладеть
системой навыков,
умений, моделями
поведения и социальнопсихологических
отношений в реальной
Не всегда разработан
механизм познавательной
и мыслительной
деятельности участников,
что провоцирует
преподавателя
использовать только свой
опыт и интуицию
(не всегда результативно)
ситуации.

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.3. Ролевая игра – метод
проигрывания ролей
(инсценировки)
Собственные
переживания
запоминаются ярко и
сохраняются в течение
Игра содержит долю
риска и приносит
результат только тогда,
когда группа готова в нее
включиться. Не всегда
удается воспроизвести
реальную жизненную
долгого времени
ситуацию
2.4. Ситуационный анализ
(разбор конкретных
ситуаций, кейс-стади,
инцидент, баскет-метод)
Дает возможность изучить
сложные или
эмоционально значимые
вопросы в безопасной
обстановке, а не в
реальной жизни с ее
угрозами, риском,
тревогой о неприятных
последствиях в случае
неправильного решения
При столкновении с
реальной проблемой у
обучающегося вряд ли
окажутся в распоряжении
такое же время, знания и
безопасные
лабораторные условия,
чтобы справиться с ней

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.5. Эвристические
технологии генерирования
идей: «мозговой штурм»,
синектика, ассоциации
(метафоры)
Осуществляется
генерирование идей
всеми участниками
процесса, активизируются
интуиция и воображение,
происходит выход за
пределы стандартного
Неумелое руководство со
стороны преподавателя
может привести к уходу от
реальной проблемы,
потере времени, слабому
синергетическому
результату и др.
мышления
2.6. Тренинг – активное
овладение и развитие
знаний, умений и навыков
Позволяет за короткий
промежуток времени
овладеть практическими
эффективными умениями
и навыками
Направлен на овладение
только
узкоспециализированным
и навыками без усвоения
общих моделей и методов
работы

Критерии отбора методов обучения
соответствие целям и задачам
обучения и развития школьников
соответствие временным
рамкам обучения
соответствие дидактическим
целям урока
соответствие
профессионализму и опыту
конкретного учителя
соответствие содержанию темы
урока
соответствие возрастным, интеллектуальным
возможностям школьников и уровню их
обученности и воспитанности, особенностям
класса в целом
соответствие способу
руководства учебной
деятельностью
соответствие логике учебного
процесса
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ
содержания учебного материала и выявление на основе этого его
доступности для усвоения школьниками

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

формировать интерес к изучаемому
предмету;
развивать самостоятельность
учащихся;
обогащать социальный опыт
учащихся путем переживания
жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на
занятиях;
проявлять свою индивидуальность в
учебном процессе

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Начало урока – стадия вызова
(актуализации знаний)
Обсуждение домашней
творческой работы
«Мозговой штурм»
(индивидуальный,
парный, групповой,
фронтальный)
Кластеры
Синквейн
(«восточный стих»)
Хук (притча,
игра,
«крючок»)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

Продвинутая лекция
«Инсерт»
(в ходе лекции соотносится текст с
первичной информацией:
+ - знал ранее; - думал иначе)
Опорный
конспект
Форма группового
взаимодействия -
«большой круг».
Кластеры
Различные
формы
дискуссий
«Аквариум»
Игровые
методы
Изобразительный проект
(составление вопросов по тексту, составление
пересказа отрывка от первого лица)

Рефлексия – получение обратной связи

Минисочинение
Хокку (хайку)
– японские 3-х
стишия
Сказка
Незаконченное
предложение
Юмористический
рассказ
Эссе
Глоссарий
(составление словаря)

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

работа в группе;
самооценка участника
групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными
формами работы;
коммуникация в учебном
диалоге;
...

КЕЙС-МЕТОД

Метод конкретных ситуаций – метод активного
проблемно-ситуационного анализа, основанный на
обучении путем решения конкретных задач – ситуаций
(решение кейсов).
Цель метода: совместными усилиями группы учащихся
проанализировать ситуацию, возникающую при
конкретном положении дел, выработать практическое
решение; окончание процесса – оценка предложенных
алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной
проблемы.

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

1.Обязательная исследовательская
стадия процесса
2. Коллективное обучение или работа в
группе
3.Интеграция индивидуального,
группового и коллективного обучения
4.Специфическая разновидность
проектной (исследовательской
аналитической) технологии
5.Стимулирование деятельности
учащихся для достижения успеха

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА

По определенным
правилам разрабатывается
модель конкретной
ситуации, произошедшей в
реальной жизни, и
отражается тот комплекс
знаний и практических
навыков, которые учащимся
нужно получить.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на
определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму
принятия правильного решения в определенной ситуации;
Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается
ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко
формулируются проблемы;
цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения
по указанной проблеме;
Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более
сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в
статистических данных,
цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее
решения;
Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации,
предложение найти пути выхода из нее;
цель – поик путей решения проблемы.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ ПО ЖАНРАМ

Виды кейсов
КЛАССИФИКАЦИЯ
КЕЙСОВ ПО
ЖАНРАМ
Наличие сюжета
1. Сюжетный кейс
Основание
классификации
2. Бессюжетный кейс
Временная
последовательность
материала
1. Кейс в режиме от прошлого к настоящему
2. Кейс – воспоминание с прокруткой
времени назад
3. Прогностический кейс
Способ представления
материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Объем
1. Краткий (мини)
2. Средний
Рассказ
Эссе
Аналитическая записка
Журналистское расследование
Отчет
Очерк

ВИДЫ КЕЙСОВ

Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей:
вспомогательная информация, необходимая для
анализа кейса; описание конкретной ситуации;
задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы,
диаграммы, иллюстрации, что делает его более
наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее
популярный в последнее время, но
зависит от технического оснащения
школы).
Видео кейс (может содержать фильм,
аудио и видео материалы. Его минус ограничена возможность многократного
просмотра искажение информации и
ошибки).

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

Учебные
Образовательные
1. Усвоение новой
информации
1. Создание авторского
продукта
2. Освоение метода сбора
данных
2. Образование и
достижение личных целей
3. Освоение метода анализа
3. Повышение уровня
коммуникативных навыков
4. Умение работать с
текстом
4. Появление опыта принятия
решений, действий в новой
ситуации, решения проблем
5. Соотнесение
теоретических и
практических знаний

Синквейн

-
это стихотворение, которое состоит из 5
строчек по определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках
темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение
автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой
частью речи
Например: по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.

ИНСЕРТ (INSERT)

– метод активного чтения даёт возможность сохранить
интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста
«v», «+», « - », «?»
«v»
«+»
« - »
«?»
Поставьте
этот знак на
полях, если
то, что вы
читаете,
соответству
ет тому, что
знаете или
думали, что
Поставьте
этот знак
на полях,
если то,
что вы
читаете,
для вас
является
знаете
новым
Поставьте
этот знак
на полях,
если то,
что вы
читаете,
противоре
чит тому,
что вы уже
знали или
думали,
Поставьте
этот знак на
полях, если
то, что вы
читаете,
непонятно,
или вы
хотели бы
получить
более
подробные
сведения по
данному
что знаете
вопросу

«Аквариум»

– это ролевая игра, в которой
принимают участие 2-3 человека, а
остальные выступают в роли
наблюдателей, что позволяет одним
«проживать» ситуацию, а другим
анализировать ситуацию со стороны и
«сопереживать» ее.
Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо
продемонстрировать навык, умение, эмоцию,
состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и
аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.

«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно):

- технология разработки и оценки
инновационных идей при обучении
школьников проектированию.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует
свой собственный, индивидуальный цвет,
делающий ее легко различимой среди всех
остальных и наделяющий ее характерными,
присущими только ей одной чертами и
качествами – цветовое различие делает каждую
шляпу особенной, неповторимой. Каждая
цветная шляпа указывает на роль, на
определенный тип мышления и деятельности.

Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией?
Какая нам нужна информация?
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется
давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу
возникают чувства?
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы
преимущества? Почему это можно сделать? Почему это
сработает?
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает
ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.
Каковы некоторые из возможных решений и действий?
Каковы альтернативы?
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы
достигли? Что нужно сделать дальше?

Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно
всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь
применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип
мышления и деятельности в зависимости от поставленной
задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано
помочь человеку обрести нужное состояние сознание,
сосредоточиться на выполнении определенных операций.
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для
использования параллельного мышления и ухода от споров.
Использование «мыслеварительных» шляп открывает
возможность договориться с собеседником, прийти к
согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для
того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток
своих мыслей в нужном направлении.
Самое главное преимущество: с помощью шести шляп
устанавливаются определенные правила игры: «человек, в
данный момент думающий и поступающий именно так».

Риски необоснованного использования интерактивных методов

Непонимание того, что такое
интерактив.
Теоретическая неподготовленность
при работе с теми или иными
интерактивными методами.
Бессистемное применение
интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления
о результативности использования
методов («метод ради результата, а
не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами
интерактивными методами (это
инструмент, а не развлечение
учащихся). Интерактивные методы
и
технологии обучения

С развитием общества изменяются и приоритеты в
образовании.
Только недавно мы начинали внедрять активные методы
обучения. А сегодня многие основные методические
инновации связаны уже с применением интерактивных
методов обучения.

Основными составляющими интерактивных
уроков являются интерактивные упражнения и
задания, которые выполняются учащимися.
Важное отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что выполняя их
учащиеся не только и не столько закрепляют уже
изученный материал, сколько изучают новый.

Педагогическая технология

- это продуманная во всех
деталях модель совместной
педагогической деятельности
по проектированию,
организации и проведению
учебного процесса с
безусловным обеспечением
комфортных условий для
учащихся и учителя
(В.М.Монахов)

Образовательная технология

Совокупность форм, методов,
приемов и средств, применяемых в
какой-либо деятельности.
(А.В.Хуторской)
двусторонний характер взаимосвязанной
(совместной) деятельности учителя и
учащихся;
совокупность приемов и методов, тесно
связанных между собой;
проектирование, организация,
ориентирование, коррекция
образовательного процесса;
наличие комфортных условий;
управление на всех этапах, уровнях, группах.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли
"объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает
"субъектом" обучения (самостоятельная
работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие.
(моделирование жизненных ситуаций,
использование ролевых игр, совместное
решение проблем).

Виды методов обучения

Интерактивные
Пасси
вные
Ученик
Педагог
Ученик
Активные
Ученик
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в
активный процесс получения и переработки
знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
Мини-лекция
Контрольный лист или тест
Ролевая игра
Игровые упражнения
Разработка проекта
Решение ситуационных задач
Приглашение визитера
Дискуссия группы экспертов
Интервью
Инсценировка
Проигрывание ситуаций
Выступление в роли обучающего
Обсуждение сюжетных рисунков
Опрос–Квиз (контроль) и др.

Интерактивные методы обучения

Групповые
Индивидуальные
Выполнение практических задач
Тренировка
Дискуссионные
-Групповая дискуссия
-Анализ ситуаций морального
выбора
-Разбор инцидентов из
практики (метод «кейсов»)
-«Мозговой штурм»
-Презентация
-Обсуждение
-Дебаты
Игровые
Тренинг-методы
-Деловая игра
-Социальнопсихологический
тренинг
-Организационнодеятельностная игра
-Операционная игра
-Сюжетно-ролевая игра
-Дидактическая игра и др.
-Тренинг делового
общения
-Психотехнические
игры

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
1. Лекция – устная или
с применением
современных
технических средств,
презентация и.т.д.
Незаменима при
передаче
сравнительно
большого объема
информации в
структурированной
форме.
Отсутствие обратных
связей
2. Семинар –
коллективное
обсуждение
определенной
проблемы или
темы учебного плана
дисциплины в
различных формах
активизации
восприятия
информации путем
взаимодействия
преподавателя и
обучающегося
Ограничения по
продолжительности,
количеству
участников, их
подготовленности

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.1. Имитационная игра –
модель среды обитания,
определяющая поведение
людей и механизмы их
действий в экстремальных
ситуациях («Конфликт»,
«Ко-раблекрушение»,
«Робинзон» и др.)
Позволяет получить
навыки адаптации к новой
среде
Преподаватель, не
владеющий
коммуникативной
компетентностью, не
научит новому опыту
2.2. Деловая игра – модель
взаимодействия
обучающихся в процессе
достижения целей,
имитирующих решение
комплексных задач в
конкретной ситуации
Позволяет овладеть
системой навыков,
умений, моделями
поведения и социальнопсихологических
отношений в реальной
Не всегда разработан
механизм познавательной
и мыслительной
деятельности участников,
что провоцирует
преподавателя
использовать только свой
опыт и интуицию
(не всегда результативно)
ситуации.

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.3. Ролевая игра – метод
проигрывания ролей
(инсценировки)
Собственные
переживания
запоминаются ярко и
сохраняются в течение
Игра содержит долю
риска и приносит
результат только тогда,
когда группа готова в нее
включиться. Не всегда
удается воспроизвести
реальную жизненную
долгого времени
ситуацию
2.4. Ситуационный анализ
(разбор конкретных
ситуаций, кейс-стади,
инцидент, баскет-метод)
Дает возможность изучить
сложные или
эмоционально значимые
вопросы в безопасной
обстановке, а не в
реальной жизни с ее
угрозами, риском,
тревогой о неприятных
последствиях в случае
неправильного решения
При столкновении с
реальной проблемой у
обучающегося вряд ли
окажутся в распоряжении
такое же время, знания и
безопасные
лабораторные условия,
чтобы справиться с ней

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.5. Эвристические
технологии генерирования
идей: «мозговой штурм»,
синектика, ассоциации
(метафоры)
Осуществляется
генерирование идей
всеми участниками
процесса, активизируются
интуиция и воображение,
происходит выход за
пределы стандартного
Неумелое руководство со
стороны преподавателя
может привести к уходу от
реальной проблемы,
потере времени, слабому
синергетическому
результату и др.
мышления
2.6. Тренинг – активное
овладение и развитие
знаний, умений и навыков
Позволяет за короткий
промежуток времени
овладеть практическими
эффективными умениями
и навыками
Направлен на овладение
только
узкоспециализированным
и навыками без усвоения
общих моделей и методов
работы

Критерии отбора методов обучения
соответствие целям и задачам
обучения и развития школьников
соответствие временным
рамкам обучения
соответствие дидактическим
целям урока
соответствие
профессионализму и опыту
конкретного учителя
соответствие содержанию темы
урока
соответствие возрастным, интеллектуальным
возможностям школьников и уровню их
обученности и воспитанности, особенностям
класса в целом
соответствие способу
руководства учебной
деятельностью
соответствие логике учебного
процесса
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ
содержания учебного материала и выявление на основе этого его
доступности для усвоения школьниками

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

формировать интерес к изучаемому
предмету;
развивать самостоятельность
учащихся;
обогащать социальный опыт
учащихся путем переживания
жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на
занятиях;
проявлять свою индивидуальность в
учебном процессе

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Начало урока – стадия вызова
(актуализации знаний)
Обсуждение домашней
творческой работы
«Мозговой штурм»
(индивидуальный,
парный, групповой,
фронтальный)
Кластеры
Синквейн
(«восточный стих»)
Хук (притча,
игра,
«крючок»)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

Продвинутая лекция
«Инсерт»
(в ходе лекции соотносится текст с
первичной информацией:
+ - знал ранее; - думал иначе)
Опорный
конспект
Форма группового
взаимодействия -
«большой круг».
Кластеры
Различные
формы
дискуссий
«Аквариум»
Игровые
методы
Изобразительный проект
(составление вопросов по тексту, составление
пересказа отрывка от первого лица)

Рефлексия – получение обратной связи

Минисочинение
Хокку (хайку)
– японские 3-х
стишия
Сказка
Незаконченное
предложение
Юмористический
рассказ
Эссе
Глоссарий
(составление словаря)

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

работа в группе;
самооценка участника
групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными
формами работы;
коммуникация в учебном
диалоге;
...

КЕЙС-МЕТОД

Метод конкретных ситуаций – метод активного
проблемно-ситуационного анализа, основанный на
обучении путем решения конкретных задач – ситуаций
(решение кейсов).
Цель метода: совместными усилиями группы учащихся
проанализировать ситуацию, возникающую при
конкретном положении дел, выработать практическое
решение; окончание процесса – оценка предложенных
алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной
проблемы.

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

1.Обязательная исследовательская
стадия процесса
2. Коллективное обучение или работа в
группе
3.Интеграция индивидуального,
группового и коллективного обучения
4.Специфическая разновидность
проектной (исследовательской
аналитической) технологии
5.Стимулирование деятельности
учащихся для достижения успеха

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА

По определенным
правилам разрабатывается
модель конкретной
ситуации, произошедшей в
реальной жизни, и
отражается тот комплекс
знаний и практических
навыков, которые учащимся
нужно получить.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на
определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму
принятия правильного решения в определенной ситуации;
Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается
ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко
формулируются проблемы;
цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения
по указанной проблеме;
Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более
сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в
статистических данных,
цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее
решения;
Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации,
предложение найти пути выхода из нее;
цель – поик путей решения проблемы.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ ПО ЖАНРАМ

Виды кейсов
КЛАССИФИКАЦИЯ
КЕЙСОВ ПО
ЖАНРАМ
Наличие сюжета
1. Сюжетный кейс
Основание
классификации
2. Бессюжетный кейс
Временная
последовательность
материала
1. Кейс в режиме от прошлого к настоящему
2. Кейс – воспоминание с прокруткой
времени назад
3. Прогностический кейс
Способ представления
материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Объем
1. Краткий (мини)
2. Средний
Рассказ
Эссе
Аналитическая записка
Журналистское расследование
Отчет
Очерк

ВИДЫ КЕЙСОВ

Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей:
вспомогательная информация, необходимая для
анализа кейса; описание конкретной ситуации;
задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы,
диаграммы, иллюстрации, что делает его более
наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее
популярный в последнее время, но
зависит от технического оснащения
школы).
Видео кейс (может содержать фильм,
аудио и видео материалы. Его минус ограничена возможность многократного
просмотра искажение информации и
ошибки).

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

Учебные
Образовательные
1. Усвоение новой
информации
1. Создание авторского
продукта
2. Освоение метода сбора
данных
2. Образование и
достижение личных целей
3. Освоение метода анализа
3. Повышение уровня
коммуникативных навыков
4. Умение работать с
текстом
4. Появление опыта принятия
решений, действий в новой
ситуации, решения проблем
5. Соотнесение
теоретических и
практических знаний

Синквейн

-
это стихотворение, которое состоит из 5
строчек по определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках
темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение
автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой
частью речи
Например: по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.

ИНСЕРТ (INSERT)

– метод активного чтения даёт возможность сохранить
интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста
«v», «+», « - », «?»
«v»
«+»
« - »
«?»
Поставьте
этот знак на
полях, если
то, что вы
читаете,
соответству
ет тому, что
знаете или
думали, что
Поставьте
этот знак
на полях,
если то,
что вы
читаете,
для вас
является
знаете
новым
Поставьте
этот знак
на полях,
если то,
что вы
читаете,
противоре
чит тому,
что вы уже
знали или
думали,
Поставьте
этот знак на
полях, если
то, что вы
читаете,
непонятно,
или вы
хотели бы
получить
более
подробные
сведения по
данному
что знаете
вопросу

«Аквариум»

– это ролевая игра, в которой
принимают участие 2-3 человека, а
остальные выступают в роли
наблюдателей, что позволяет одним
«проживать» ситуацию, а другим
анализировать ситуацию со стороны и
«сопереживать» ее.
Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо
продемонстрировать навык, умение, эмоцию,
состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и
аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.

«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно):

- технология разработки и оценки
инновационных идей при обучении
школьников проектированию.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует
свой собственный, индивидуальный цвет,
делающий ее легко различимой среди всех
остальных и наделяющий ее характерными,
присущими только ей одной чертами и
качествами – цветовое различие делает каждую
шляпу особенной, неповторимой. Каждая
цветная шляпа указывает на роль, на
определенный тип мышления и деятельности.

Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией?
Какая нам нужна информация?
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется
давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу
возникают чувства?
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы
преимущества? Почему это можно сделать? Почему это
сработает?
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает
ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.
Каковы некоторые из возможных решений и действий?
Каковы альтернативы?
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы
достигли? Что нужно сделать дальше?

Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно
всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь
применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип
мышления и деятельности в зависимости от поставленной
задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано
помочь человеку обрести нужное состояние сознание,
сосредоточиться на выполнении определенных операций.
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для
использования параллельного мышления и ухода от споров.
Использование «мыслеварительных» шляп открывает
возможность договориться с собеседником, прийти к
согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для
того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток
своих мыслей в нужном направлении.
Самое главное преимущество: с помощью шести шляп
устанавливаются определенные правила игры: «человек, в
данный момент думающий и поступающий именно так».

Риски необоснованного использования интерактивных методов

Непонимание того, что такое
интерактив.
Теоретическая неподготовленность
при работе с теми или иными
интерактивными методами.
Бессистемное применение
интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления
о результативности использования
методов («метод ради результата, а
не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами
интерактивными методами (это
инструмент, а не развлечение
учащихся).

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В помощь учителю

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ  Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.  Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель ­ ученик.  Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель ­ ученик ­ ученик.

ПРИЗНАКИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Активные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик». То есть учитель привлекает детей к процессу обучения.  активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;  длительное время активности - учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;  самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;  мотивированность к обучению.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  Презентации - наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.  Кейс­технологии - используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного­единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.  Проблемная лекция - в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.  Дидактические игры - в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры­путешествия, спектакли, викторины, КВН - это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.  Баскет­метод - основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача - собрать и донести информацию о каждом экспонате.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ЗАДАЧИ  Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача - создать условия для инициативы детей. Задачи:  Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.  Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.  Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  Мозговой штурм - поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.  Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы - поиск ключевых слов и проблем по определенной мини­теме.  Интерактивный урок с применением аудио­ и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.  Круглый стол (дискуссия, дебаты) - групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.  Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) - достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.  Аквариум - одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити­шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2­3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.  Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.  BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб­мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

РАМКАХ ФГОС ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ, И ЭФФЕКТИВНЫХ  Кейс­метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫХ КАК реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.  Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.  Проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).  Эвристический метод - объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.  Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.  Метод модульного обучения - содержание обучения распределяется в дидактические блоки­модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС  Тип "урок усвоения новых знаний".  Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок­ закрепление)".  Тип "урок актуализации знания и умений (урок­ повторение).  Тип "урок обобщения и систематизации".  Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".  Тип "урок коррекции ЗУН".  Тип "комбинированный урок" - может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно - и форм проведения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ УРОКОВ  Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.  Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок­ откровение, урок­дублер, урок мудрости, творческий отчет.  Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.  Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок­ следствие, ученый совет, урок­суд.  Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.  Уроки­фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.  Интегрированные уроки.

ВЫБОР МЕТОДА ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ УСЛОВИЙ:  цели обучения;  уровня подготовленности учащихся;  возраста учащихся;  времени, отведенного на изучение материала;  оснащенности школы;  теоретической и практической подготовленности учителя.  Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Еремкина Ольга Васильевна доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина

Слайд 2: Вопросы:

Чем объясняется интерес к интерактивным формам и методам обучения? В чем отличие интерактивных от активных методов обучения? Какие методы можно отнести к активным и интерактивным методам обучения? Каков алгоритм проведения интерактивных методов обучения?

Слайд 3: Пассивный метод

ученик ученик ученик УЧИТЕЛЬ

Слайд 4: Традиционное обучение

пассивность обучающегося во время занятия; односторонняя коммуникация; преподаватель использует материал, который не является оригинальным; оригинальны лишь способы его конструирования, логика и манера изложения.

Слайд 5: Активный метод

ученик ученик ученик УЧИТЕЛЬ

Слайд 6: Закономерность обучения по данным Р. Карникау и Ф. Макэлроу

человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

Слайд 7: Итерактивный метод

ученик ученик ученик УЧИТЕЛЬ

Слайд 8: Многосторонняя коммуникация

Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт. Обучающиеся лучше учатся, если учитель активно поддерживает их способ усвоения знаний. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если он структурирован, ученик включен в обсуждение, может высказать свою точку зрения, даже если она не совпадают точкой зрения учителя.

Слайд 9: Активные и интерактивные технологии

Круглый стол (дискуссия, дебаты). Мозговой штурм. Деловые и ролевые игры. C ase-study. Кейс-метод Метод проектов. Урок в диалоговом режиме (урок - диалог). Групповая работа или работа в малых группах

10

Слайд 10: Кейс-метод

интерактивный имитационный творческий метод обучения, предполагающий использование реальных жизненных ситуаций, в котором на основе построения ролевой системы осуществляется освоение теоретических знаний и овладение практическими навыками

11

Слайд 11: Кейс-метод. Этапы

1) вступительное слово учителя (введение в проблему, сообщение правил поведения, распределение ролей); 2) ознакомление с текстом; 3) групповое обсуждение; 4) дискуссия, коллективный анализ (формулировка гипотезы, педагогических воздействий); 5) подведение итогов.

12

Слайд 12: Кейс-метод. Основные характеристики:

сочетание методов моделирования, системного анализа, проблемности, мысленного эксперимента, игровых методов; коллективное развивающее обучение; способствует раскрепощению ее участников, демократизации отношений, формированию прогрессивного стиля мышления и этики группового общения; обладает временной и сюжетной структурой, имеет четкую последовательность событий во времени, сюжетную линию (драму), столкновение мнений.

13

Слайд 13: Интерактивное обучение

это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель: состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения; в формировании навыков учебной деятельности.

14

Слайд 14: Особенности взаимодействия в интерактивном обучении:

пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; совместное включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов решения учебной задачи; совместное эмоциональное состояние, переживание чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

15

Слайд 15: Основные правила организации интерактивного обучения

Правило первое. В работу должны быть вовлечены все участники. Правило второе. Необходима психологическая подготовка участников. Для этого используются разминки, поощрение. Правило третье. Оптимальное количество участников – 15-25 человек. Правило четвертое. Участники должны иметь возможность легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Правило пятое. Четкое закрепление процедур и регламента. Правило шестое. Сначала деление на группы на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

16

Слайд 16: Обязательные условия организации интерактивного обучения:

доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися; демократический стиль; сотрудничество в процессе общения; опора на личный опыт обучающихся; многообразие форм и методов представления информации; внешняя и внутренняя мотивация деятельности, взаимная мотивация обучающихся.

17

Слайд 17: Алгоритм проведения интерактивного занятия:

I. Подготовка занятия педагог производит подбор темы, ситуации, определяет дефиниции (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбирает конкретную форму интерактивного занятия, определяет временные рамки на выполнение задания в группах, на вступительное слово, инструктаж, на рефлексивный анализ?

18

Слайд 18: Педагог должен перед занятием:

уточнить проблемы, которые предстоит решить; четко структурировать материал занятия; обозначить перспективы использования полученных знаний в практической деятельности; четко представлять, чем ученики будут заниматься на занятии (в процессе групповой работы).

19

Слайд 19: II. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия. знакомство с предлагаемой ситуацией, с проблемой; информирование участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, четкие инструкции; создание ситуации однозначного семантического понимания терминов, понятий; уточнение понятийного аппарата, определения изучаемой темы.

20

Слайд 20: Примерные правила работы в группе для студентов:

активность; уважение мнения участников; доброжелательность; пунктуальность, ответственность; открытость для взаимодействия; заинтересованность; стремление найти истину; соблюдение регламента; креативность; уважение правил работы в группе.

21

Слайд 21: III Основная часть:

Для всех форм интерактивного обучения характерны основные ключевые составляющие: 1. Выяснение позиций участников, предполагающая проявление отношения участников к обсуждаемой проблеме

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Общая характеристика интерактивного обучения Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: «Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда»

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Виды активности присущие интерактивному обучению Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д. Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д. Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение преподавателя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

5 слайд

Описание слайда:

Цели интерактивного обучения реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности; формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся; усиление мотивации к изучению предмета; создание комфортной, благоприятной атмосферы на уроке; исключение монологического преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи интерактивного обучения Интерактивное обучение решает одновременно три задачи: познавательную, которая связана с учебной ситуацией и овладением учебной информацией; коммуникативно-развивающую, которая связана с выработкой основных навыков общения внутри и за пределами конкретной группы; социально-ориентационную, которая связана с воспитанием гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

7 слайд

Описание слайда:

Интерактивные задания – основа содержания интерактивного обучения Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.

8 слайд

Описание слайда:

Виды интерактивных заданий задания для работы в малых группах; обучающие игры; социальные проекты; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем; разрешение учебных проблем; творческие задания.

9 слайд

Описание слайда:

Формулировка заданий: Сформулируй понятие. Докажи. Объясни. Аналитические и проблемные вопросы: “Почему? Из чего следует? От чего зависит?” “Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”. *

10 слайд

Описание слайда:

Творческое задание - основа любого интерактивного метода Под творческими заданиями будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

11 слайд

Описание слайда:

Творческие задания Составление математических задач. Составление математических кроссвордов. Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Математические сочинения. Доклады и рефераты. Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики. *

12 слайд

Описание слайда:

например Аналитическое чтение Прочитать учебный текст и выбрать наиболее важные с точки зрения математического содержания предложения и абзацы. Выбранные фрагменты в краткой форме зафиксировать Обсудить результат в группе (или с соседом по парте). Составление задач При повторении темы «Проценты» может быть предложено задание: составить и решить задачу, близкую к реальной жизненной ситуации в своей семье, оформить на листах стандартного размера для последующего переплета всех задач в задачник.

13 слайд

Описание слайда:

Активные формы занятия * Неимитационные Имитационные игровые неигровые Проблемные лекции Проблемные семинары Мозговой штурм Круглый стол Деловая игра Учебная игра Мини – игры Ролевые игры Ситуационные игры Анализ конкретной ситуации Тренинги Действие по инструкции Работа с документами

14 слайд

Описание слайда:

Формы интерактивного обучения Главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности Групповая форма обучения - самостоятельное выполнение задания и его проверка в группе, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос. . Преимущества групповой формы организации учебной деятельности: работают все ученики и при затруднениях получают своевременную помощь от старшего или педагога.

15 слайд

Описание слайда:

Формы интерактивного обучения Коллективный способ обучения - эта такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого. Преимущества КСО: каждый выступает в роли ученика и в роли учителя, идет постоянный контроль за выполнением задания, исключается возможность ошибки, ученики получают индивидуальную помощь от своих товарищей, идет взаимообучение

16 слайд

Описание слайда:

Структура интерактивного урока 1. Мотивация – сфокусировать внимание обучающихся (или участников мероприятия) на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. 2. Объявление прогнозируемых результатов (учебных задач) – обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т.е. того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель. 3. Предоставление необходимой информации – дать обучающимся достаточно информации, для того, чтобы на ее основе выполнять практические задачи. 4. Интерактивное задание – центральная часть занятия – практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия (решение учебных задач). 5. Подведение итогов – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии.

17 слайд

Описание слайда:

Модели интерактивного обучения Новационные модели - направленные на совершенствование имеющейся социокультуры (культуры преподавания и культуры учения). Сюда можно отнести: технологию активного обучения; технологию проблемного обучения; технологию эвристического обучения; Инновационные модели - направлены на целенаправленное коренное изменение социокультуры (культуры преподавания и культуры учения). Сюда можно отнести: технологию проектного обучения; технологию игрового обучения; информационно-компьютерные технологии обучения

18 слайд

Описание слайда:

вывод Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности. Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся Способствуют повышению качества обучения