Что случилось с российским кораблем. Стало известно, почему затонул российский корабль в черном море

Первоначально российские военные сообщили о том, что российский исследовательский корабль Черноморского флота «Лиман» столкнулся с судном «Ашот-7». Инцидент произошел в 11.53 в юго-западной части Черного моря, в 40 км к северо-западу от турецкого пролива Босфор. В результате столкновения российский корабль получил пробоину правого борта ниже ватерлинии, сообщили в .

Спустя семь минут после столкновения, в 12.00, к месту происшествия были направлены корабли Черноморского флота, а также вылетела спасательная команда из состава дежурных сил флота на самолете Ан-26. По данным российских военных, пострадавших среди членов экипажа «Лимана» нет. «Экипаж корабля ведет борьбу за живучесть судна», — цитировал заявление Минобороны.

Принадлежность судна «Ашот-7» сейчас уточняется, сообщили в российском военном ведомстве.

Вместе с тем турецкое издание Daily Sabah сообщает, что это грузовое судно, шедшее под флагом западноафриканского государства Того и перевозившее скот. По информации издания, корабли столкнулись из-за сильного тумана.

Экипаж «Лимана» не смог удержать судно на плаву, но все 78 членов команды были успешно спасены подразделениями береговой охраны Турции.

Ранее Daily Sabah сообщило, что после столкновения кораблей 15 российских моряков пропали, однако позже удалило эту информацию со своего сайта.

В российском Минобороны эту информацию опровергли. «Все члены экипажа исследовательского судна Черноморского флота «Лиман» в полном составе живы, здоровы и в настоящее время готовятся к эвакуации с турецкого спасательного судна на российский корабль», — приводит заявление ведомства « ».

Все члены экипажа «Лимана» будут доставлены на базу Черноморского флота, уточнили в Минобороны. Все сообщения «западных СМИ» о пропавших без вести российских моряках не соответствуют действительности и являются «очередной дезинформацией», подчеркнули в министерстве.

О состоянии «Ашота-7» после столкновения не уточняется. При этом сообщает, что столкновение произошло с кораблем Youzarsif H. Согласно данным ресурса Marine Traffic, который отслеживает передвижение морских судов и их текущее местоположение в портах, Youzarsif H — это действительно грузовое судно, которое занимается перевозкой скота под флагом Того. По информации портала, накануне, 26 апреля, корабль вышел из румынского порта Midia.

Согласно карте, размещенной на Marine Traffic, судно Youzarsif H сейчас находится в Черном море. Рядом с ним находятся российский корабль Ulus Star, а также турецкое судно Kurtarma 3. Корабль «Лиман» на карте не показан, информация о судне «Ашот-7» в открытых источниках отсутствует.

В Минобороны подтвердили, что на момент столкновения кораблей недалеко от места происшествия находилось судно Ulus Star, которое отправилось на помощь морякам.

Турецкая сторона передала России по правительственным каналам необходимую информацию об аварии с исследовательским судном Черноморского флота «Лиман». Это подтвердили в пресс-службе .

«Турецкая сторона передала информацию об инциденте и о мерах по оказанию помощи российским морякам, — сказали в пресс-службе. — Не исключено, что в ближайшее время состоится телефонный разговор премьер-министров России и Турции и ».

Корабль «Лиман» был построен в польском Гданьске и впервые спущен на воду в 1970 году. Сначала судно находилось в составе Балтийского флота, в Черноморский флот его перевели в 1974 году. В конце 1980-х годов «Лиман» модернизировали в средний разведывательный корабль. Согласно открытым данным на начало 2017 года, «Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота с базированием в Севастополе.

Длина «Лимана» составляет 73,3 метра, ширина — 11,2 метра, осадка — 3,9 метра. Корабль оборудован радиолокационной системой «Дон» и гидроакустической системой «Бронза», а также различной аппаратурой радиоразведки. Из вооружения корабль оснащен только переносным зенитным ракетным комплексом «Игла».

В 2015-2017 годах «Лиман» неоднократно вел наблюдение в Средиземном море во время российской военной операции в Сирии. В 2016 и 2017 годах судно также вело наблюдение за военно-морскими учениями стран - членов и Украины Sea Breeze и «Морской щит» в Черном море.

Исследовательское судное Черноморского флота РФ "Лиман".

Этот случай является беспрецедентным в истории советского и российского ВМФ после Второй мировой войны.

После 1945 г. жертвами подобных навигационных происшествий становились в основном подводные лодки. Известно как минимум о четырех таких катастрофах:

  • субмарина М-200 в 1956 г. в Таллинском заливе столкнулась с эсминцем "Статный" и затонула, погибли 28 моряков;
  • С-342 в 1958 г. при выходе из Екатерининской гавани города Полярный столкнулась с танкером "Алазань", погибли 7 человек, субмарина впоследствии была восстановлена;
  • атомный ракетоносец К-56 в 1973 г. в заливе Петра Великого врезался в научно-исследовательское судно "Академик Берг", погибли 27 моряков, подлодка отремонтирована;
  • субмарина С-178 в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края столкнулась с судном "Рефрижератор-13" и затонула, погибли 32 подводника.

Случаев столкновений крупных надводных кораблей, повлекших за собой их гибель, человеческие жертвы или серьезные повреждения, в ВМФ СССР и России было крайне мало. К ним можно отнести следующие:

13 марта 1977 г. на входе в польский порт Свиноуйсьце малый противолодочный корабль МПК-97 Балтийского флота столкнулся со шведским танкером Runo. Авария произошла в условиях сильного тумана из-за неправильных действий командира МПК-97. У противолодочного корабля был разбит форштевень, у танкера разорвана обшивка корпуса в носовой части.

27 ноября 1978 г. близ острова Торос в Баренцевом море малый противолодочный корабль МПК-40 столкнулся с пограничным кораблем "Сапфир". Оба корабля получили серьезные повреждения и прошли длительный ремонт.

11 августа 1982 г. в ходе ночных учений в бухте Десантная (Владивосток) столкнулись десантные корабли БДК-181 и СДК-172. Оба получили повреждения средней тяжести.

24 сентября 1985 г. учебный корабль Балтфлота "Хасан", проходя пролив Босфор, в тумане столкнулся с турецким ракетным катером Meltem. Турецкий корабль затонул, количество жертв неизвестно.

14 мая 1986 г. в районе пролива Босфор в условиях тумана теплоход "Капитан Сорока" Черноморского морского пароходства, следовавший в Одессу, врезался в корабль снабжения "Березина" Черноморского флота, шедший из Севастополя с грузом топлива, продовольствия и боеприпасов. На "Березине" был разворочен борт, возник пожар. Однако пробоину удалось заделать, огонь - потушить, и транспорт смог своим ходом вернуться в Севастополь. Погибших и пострадавших не было.

23 августа 1986 г. в районе полуострова Рыбачий (Мурманская обл.) подводная лодка Б-103 Северного флота ударила форштевнем торпедолов "ТЛ-995", после чего он перевернулся килем вверх и затонул. Погибли семь человек.

8 сентября 1988 г. в Японском море малый противолодочный корабль МПК-40 столкнулся с пограничным сторожевиком ПСКР-803. Причиной стали ошибочные действия командиров при опасном сближении. Корабли получили значительные повреждения и надолго вышли из строя.

8 декабря 1988 г. в Рижском заливе средний морозильный рыболовный траулер "КИ-8067" колхоза "За Родину", следовавший из Балтийска на промысел, незначительно углубился в район проведения военных учений, где столкнулся со сторожевым кораблем СКР-86 Балтийского флота. На сторожевике был деформирован форштевень, траулер получил пробоину на 0,7 м ниже ватерлинии и затонул при буксировке. Жертв не было.

Во всех вышеописанных случаях причиной катастроф были ошибки экипажей, нарушавших установленные правила кораблевождения.

Во время старта ракеты "Союз" к Международной космической станции с пилотируемым кораблём произошла авария носителя. Уже после старта автоматика отключила двигатели второй ступени ракеты, и космонавтам пришлось совершить аварийную посадку. Пока не известны причины, есть лишь данные, что с экипажем всё хорошо, они живы.

В космическом корабле "Союз МС-10" на Международную космическую станцию должны были отправиться двое космонавтов - россиянин Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Уже несколько полётов на орбиту летает уменьшенный экипаж, не трое, а двое. Это связано с российским решением уменьшить команду, пока не будет запущен на орбиту многофункциональный лабораторный модуль "Наука", старт которого ожидается в конце 2019 года.

Лететь космонавты должны были по укороченной шестичасовой схеме. Но на полёт подобное новшество не влияет, это влияет лишь на манёвры космического корабля, совершаемые уже после выхода на орбиту, и более точное время старта ракеты. Сегодняшний старт во многом юбилейный, он был посвящён столетию завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) ракетно-космической корпорации "Энергия", на котором изготавливают "Союз".

Что ещё более обидно, сегодняшний запуск предшествовал очень важным переговорам Дмитрия Рогозина, главы "Роскосмоса", и руководителя NASA Джима Бранденстайна. После запуска предполагались переговоры российской и американской сторон о сотрудничестве при создании американской окололунной станции. Россия хочет участвовать в её создании на равных, американцы же хотят закрепить своё первенство. К сожалению, после такой аварии, скорее всего, переговоры будут отложены.

Отдельно стоит отметить отличную работу системы аварийного спасения (САС) космического корабля "Союз", разработанную для экстренного спасения космонавтов. Система аварийного спасения работает практически на всей траектории полёта ракеты и отделяется от ракеты-носителя лишь после достижения безопасной высоты. На ракете "Союз" САС можно увидеть в самой верхней части, это такой "шпиль" над головной частью носителя.

В данном случае система аварийного спасения отделила космический корабль от аварийной ракеты-носителя, вывела его на траекторию по направлению к Земле, затормозила и затем раскрыла парашют для мягкого приземления. Понятно, что во время срабатывания двигателей системы спасения космонавты испытывают серьёзные перегрузки, так как ракета ускоряется с большой скоростью, а система спасения начинает резкое торможение.

По предварительной информации, в этот раз перегрузки не превышали 6g, что не является опасным для жизни и здоровья экипажа. Во время штатного полёта космонавты и так испытывают перегрузки до 5–7g.

В последний раз система аварийного спасения срабатывала на ракетах "Союз" 26 сентября 1983 года. Тогда авария произошла прямо на стартовом столе, однако двигатели системы вытащили космический корабль из зоны аварии и позволили космонавтам благополучно приземлиться. В том случае экипаж без вреда для здоровья испытал перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров.

В нынешней ситуации система сработала гораздо более щадяще. Сообщается, что космонавты уже приземлились в казахстанской степи. Увидеть момент отказа и взрыва было нереально, так как трансляция "Роскосмоса" прервалась за несколько секунд до начала нештатной ситуации.

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль «Лиман» и судно-скотовоз Yozarsif-H под флагом Того. В результате «Лиман» получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

Что случилось?

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман».

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения «Лиман» получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз «Улус Стар», шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж «Лимана» - 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт «Улус Стара», который доставит их на базы флота.

Кто столкнулся с «Лиманом»?

Второй участник столкновения (изначально невыясненной принадлежности) департамент информации и массовых коммуникаций поначалу обозначил как «Ашот-7» - в таком виде он и представлен сейчас в основных российских СМИ. Однако попытки обнаружить такой корабль в реестрах успехом не увенчались.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: «Лиман» протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием «Yozarsif-H» .

Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская Республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое «Лиман»?

«Лиман» построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968 и 1976 годами).

«Лиман» использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года - на Черном море), а в 1989-м был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

«Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями («Кильдином» и «Экватором»), а также кораблем проекта 864 «Приазовье».

Весной 1999 года «Лиман» выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы , ведущие операцию против Югославии.

Есть один аспект

Если переданные в СМИ координаты места затопления «Лимана» верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее - там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Корабль Черноморского флота «Лиман» после столкновения с грузовым судном в 40 км от пролива Босфор затонул, сообщили в турецкой береговой охране. Экипаж эвакуирован

Корабль «Лиман» (Фото: А.Бричевский / Черноморский флот)

После столкновения в Черном море российский военный корабль «Лиман» затонул. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на представителей турецкой береговой охраны. Весь экипаж российского корабля в составе 78 человек был эвакуирован.

Информацию о том, что корабль затонул, подтвердило и Минобороны России, сообщает «РИА Новости» . Как уточнили в ведомстве, корабль затонул, получив в результате столкновения пробоины. В оборонном ведомстве также подтвердили, что весь экипаж судна спасен и готовится к эвакуации на российский корабль. Сообщения о пропавших без вести после столкновения в Черном море Минобороны назвало не соответствующими действительности.

«К месту происшествия прибывает находящееся в полутора милях российское судно «Улус-стар», которое доставит весь экипаж на базу Черноморского флота», — сообщили в Минобороны.

Reuters со ссылкой на источники в турецком правительстве сообщает, что премьер-министр Турции Бинали Йылдырым провел телефонный разговор с российским премьером Дмитрием Медведевым, в ходе которого стороны обсудили случившееся. Турецкий премьер выразил Медведеву сожаление в связи с произошедшим.

О российского исследовательского судна Черноморского флота «Лиман» с грузовым судном, которое шло под флагом Того и перевозило скот, стало известно днем 27 апреля. Столкновение произошло в 40 км к северо-западу от пролива Босфор. Как сообщало Минобороны, в результате столкновения «Лиман» получил пробоину правого борта ниже ватерлинии.

В состав Черноморского флота «Лиман» вошел в 1974 году. До этого в течение четырех лет судно было приписано к Балтийскому флоту. Его полное водоизмещение составляет около 1,5 тыс. т, максимальная скорость хода — 17 узлов. На борту судна установлены радиолокационная система «Дон», гидроакустическая система «Бронза», аппаратура радиоразведки «Ротор-Н», «Вахта-М», «Вахта-10», «Вахта-12» и другие. Из вооружения на «Лимане» имеется лишь переносной зенитный ракетный комплекс «Игла».

Столкнувшееся с российским кораблем судно Youzarsif H предназначено для перевозки скота. По данным сервиса Marinetraffic, где отображаются данные кораблей и их местоположение, судно следовало из румынского порта Мидия в иорданскую Акабу. Рядом с судном сейчас находится корабль турецкой береговой охраны Kiyem-3. Он выполняет поисково-спасательную операцию, указано на сайте Marinetraffic.

«Лиман» был построен на верфи Гданьска в 1970 году. Youzarsif H спущен на воду в 1977 году и может взять на борт более 2,1 тыс. т груза.