Как выглядит перо птицы под лупой. «Как устроены перья у птицы»

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Опыты и эксперименты с перьями птиц»

Задачи:

О.О. «Познавательное развитие»:

расширить и закрепить представления о птицах, о значении перьев в жизни птиц;

побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение наблюдать и делать словесные выводы.

О.О. «Социально-коммуникативное развитие»:

продолжать учить детей взаимодействовать со сверстниками.

О.О. «Речевое развитие»:

упражнять в использовании сравнений, подборе определений и антонимов. расширить активный словарь детей («м а ховое», «пух о вое», «бор о дка»).

О.О.«Художественно-эстетическое развитие»:

учить создавать изображение увиденного;

развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.

О.О.«Физическое развитие»:

развитие мелкой моторики рук

Материал для занятия:

Набор для исследования:(перья маховые и пуховые, камни, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, проволока, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка). Микроскопы.

Орг. момент : дети заходят в группу и видят следы птиц

и перья. –

Кто оставил следы? (птицы)

Как догадались? (по следам и перьям)

Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? А, которые прилетают и улетают от нас? Назовите перелетных, (зимующих) птиц.
Ребят, почему птицы улетают в тёплые края.

Какие птицы могли сегодня оставить следы и перья? (зимующие). Почему?

- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)Почему?

Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, лошади.)

Можно ли назвать птицами животных и насекомых, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)

Можно ли назвать птицами животных и насекомых, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)

Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса.)

Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?

После некоторых раздумий дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.

Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.

Это отличает их от остальных животных и насекомых. (Перья)

А вот какие перья интересные, какие разные, предлагаю их исследовать в нашей лаборатории.

Основная часть.

Опыт №1. - Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) - Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень (легкое).

Опыт №2 Подбросьте перо. Что вы видите? (падает медленно, плавно кружась). - А за счет чего оно легкое? (стержень пустой)

Опыт №3 Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

Вот почему оно легкое, стержень пустой.

Опыт №4 «Как устроено перо»

Помашите пером, что вы ощущаете? (Воздух) - Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Эти перья называются маховыми.

Давайте рассмотрим перо под микроскопом.

Видите, под микроскопом, мы обнаруживаем потрясающее зрелище.

Воспитатель предлагает картинку с изображением пера под микроскопом.

Как мы все знаем, посреди пера идет стержень. Очень много маленьких бородок выходят из каждой стороны стержня. Бородки различной мягкости и размеров. Более того, к каждой бородке присоединены огромное количество маленьких-маленьких бор о дочек, которые можно увидеть только под микроскопом. Эти бородочки сцепляются вместе посредством крючочков. Крючки легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

Повторный просмотр пера по микроскопом, сравнение увиденного на картинке с изображением в микроскопе.

Когда - то это увидели очень внимательные люди и изобрели замок-молнию.

Опыт № 5 с молнией и с маховым пером.

А какие перья лежат у вас ещё?

Пух о вые (маленькие, пушистые, тоненькие, волоски не сцепленные, стержень тоненький) .

Сравнение перьев

Накладываем пух о вое перо на м а ховое и сравниваем по величине. Какое больше?

Затем водим пуховым пером по руке – мягкое, пушистое. -Как вы думаете, зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах).

Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? «Взвешать» на ладонях, затем подуть на перья. (Дети дуют – какое улетит дальше – пуховое или маховое?)

А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

Опыт №6

У вас маховое перо капните на него воду. Вода скатывается, вот так с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода». Вот поэтому перья не намокают!

О чем узнали мы сегодня в лаборатории? - О том, как устроены птичьи перья и их назначение. Исследовав перья в нашей лаборатории, мы можем сделать вывод - зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от намокания, греют)

Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют грязь.

Сейчас я расскажу вам что-то интересное. Давным-давно люди писали перьями, потому что не было тогда карандашей и т.д..

Давайте и мы попробуем сделать это: нарисуем бородки на перьях пером.

Заключение: Сегодня мы провели много экспериментов с перьями. Много нового узнали о птицах. В следующий раз мы встретимся у птичьей кормушки и узнаем, чем более всего любят лакомиться птицы, которые остаются с нами на зиму.

С детства внимание человека привлекают парящие в небе крылатые создания - чайки, голуби, синицы, сороки. По лужам забавно прыгают крошечные воробьи. Всем знакома эта картина. И вот в старшем возрасте кто-то, не забыв о детской радости, выбирает профессию орнитолога или зоолога. В статье мы расскажем и покажем фото как выглядит перо птицы под микроскопом - это захватывающее зрелище не менее интересно, чем увеличить шерсть животных. И главное, добыть биологический материал для исследования не составит труда. Но прежде немного теории, чтобы ваши наблюдения были подкреплены знаниями и фактами.

Перо птицы - это образование, состоящее из накожного рогового вещества и имеющее важнейшее функциональное значение при механическом передвижении и защите от внешних природных факторов. Между голыми областями тонкого бескостного кожного покрова систематично располагаются птерилии - из этих небольших углублений и растут перья.

Оперение позволяет летать, увеличивает несущую способность крыла и его размах, делает форму тела обтекаемой. Без него большие птицы не смогли бы подняться в воздух. Еще одна важная функция - терморегуляция. При наступлении неблагоприятной погоды, заморозков, зимних холодов - тепло максимально сохраняется внутри организма. А в летний зной, наоборот - обильно отдается. Кстати, некоторые виды древних динозавров также были оперенными, но в отличие от птичек (считающихся их единственными выжившими потомками), покров напоминал мелкий волосистый пушок.

В ходе эволюции он постепенно превращался в настоящие перья, которые (это доказано) были уже, например, у яркого представителя нижнемеловой эпохи Синорнитозавра.

Строение птичьего пера:

  • Ствол или центральный стержень. Это своеобразная ось симметрии, перьевая основа. Он заканчивается углубленной в эпителий перьевой сумкой;
  • Опахало (наружная и внутренняя пластинки). Они представляют сеть соединенных многочисленных бородок, заканчивающихся крючками (служат для сцепления с соседними);
  • Оголенная часть перьевого стволика называется очином. Это полая изнутри полупрозрачная роговая трубочка.

Чтобы увидеть перо птицы под микроскопом надо позаботиться о правильном подборе подходящего оборудования. Желательно, чтобы в вашей модели было два осветителя - нижняя подсветка позволит рассмотреть «на просвет» мельчайшие детали перьевой структуры. А верхняя - обеспечит на маленьком увеличении широкий охват взором большой площади образца в его естественной цветовой гамме. Наличие видеоокуляра сделает возможным проведение фотосъемки. Для его установки обычный окуляр надо вытащить из окулярной трубки, а на его место вставить камеру (их посадочный диаметр совпадает и составляет 23,2 мм.). Визуализируемая картинка попадает на сенсорную матрицу и по каналу USB передается на компьютер. А уже в окошке программы нажатием интерактивных кнопок делаются фотографии и видео.

Готовый микропрепарат входит в набор «Микромед - Ботаника и Зоология -14».

Чтобы приготовить аналогичный микрообразец самостоятельно в домашних условиях необходимо воспользоваться предметным и покровным стеклом - уложить частичку биоматериала между ними, разгладить препаровочной иглой или пинцетом, капнуть каплю бесцветной смолы пихты и плотно прижать стеклянные поверхности.

Первичная фокусировка проводится на малой кратности, затем, когда изображение станет четким, можно произвести смену объективов на более мощные.

Научный подход становится неразрывно связан с современной исследовательской техникой и увеличительными оптическими приборами. Рекомендуем для просмотра перьев школьные световые микроскопы: Эврика 40х-400х, Levenhuk Rainbow 50L, Bresser Junior 40x-1024x.

Теория эволюции учит, что птицы произошли от рептилий. Однако она не в состоянии объяснить колоссальную разницу между этими двумя классами живых существ. Птицы демонстрируют свойства, отличающиеся от рептилий: они имеют структуру скелета, состоящую из полых и чрезвычайно лёгких костей, имеют уникальную дыхательную систему и являются теплокровными созданиями. Ещё одно уникальное различие, которое создаёт непреодолимую пропасть между птицами и рептилиями, - это перья.


Фраза «лёгок, как перо» описывает совершенство сложной структуры пера. Дизайн перьев птицы настолько сложен, что эволюция просто не в состоянии объяснить его. Учёный Алан Федуччия говорит, что перья имеют «структурную сложность, обеспечивающую механическое и аэродинамическое совершенство, которое никогда не было достигнуто другими средствами».

Дизайн перьев заставил Дарвина задуматься. Более того, идеальные эстетические перья павлина оказывали на него, по его собственным словам, удручающее воздействие. В письме Аза Грэю от 3 апреля 1860 года он писал: «Я хорошо помню время, когда мысль о глазе бросала меня в дрожь, но я преодолел эту фазу…» Потом он продолжил: «… и теперь мелочные детали этой структуры заставляют меня ощущать дискомфорт. Вид перьев в хвосте павлина каждый раз, когда я смотрю на него, удручает меня!»

Исследуя перо птицы под микроскопом, мы обнаруживаем потрясающий дизайн. Как известно, посреди пера идёт стержень. Сотни маленьких бородок выходят из каждой стороны стержня. Бородки различной мягкости и размеров придают птице аэродинамическую природу. Более того, к каждой бородке присоединены тысячи бородочек, которые нельзя увидеть невооружённым глазом. Эти бородочки сцепляются вместе посредством крючочков.

Крючочки сцепляются вместе, как застежка «молния». Эти бородочки смыкаются настолько плотно, что даже дым, направленный на перо, не может пройти через него. Если крючочки отходят по какой-либо причине, птица легко может восстановить перья к их исходной форме, встряхивая себя или выравнивая перья клювом.

Чтобы выжить, птицы должны содержать перья в чистоте, хорошо ухоженными и всегда готовыми к полёту. Они используют выделяющую масло железу, которая находится в основании их хвостов для поддержания перьев в форме. С помощью этого масла они чистят свои перья. Это масло также обеспечивает водонепроницаемость, когда птицы плавают, ныряют или летят во время дождя.

В дополнение, в холодную погоду перья согревают птицу, предотвращая падение её температуры. В жаркую погоду перья прижимаются поближе к телу.

Даже поверхностное знакомство с такой уникальной системой, как перо птицы, позволяет сделать вывод о существовании Творца, Чей безграничный разум идеально спроектировал и вызвал к существованию окружающий мир.

Людмила Максимова
«Как устроены перья у птицы». Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей

Познание :

Установить связь между строением пера и образом жизни

Познакомить со строением махового и пухового пера

Сформировать представление о пагубном влиянии на водоплавоющих птиц загрязнение водоемов, рек, морей нефтью

Художественное слово :

Развивать у детей творческое воображение, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать их.

Здоровье + физическая культура :

Способствовать развитию мелкой и общей моторики

Предупреждать утомляемость детей.

Коммуникация + социализация :

Расширять эмоциональную сферу детей.

Сформировать умение взаимодействовать со взрослыми и детьми

Воспитывать доброжелательность, чувство сострадания к птицам , попавшим в беду.

Развивать самостоятельность.

Безопасность :

Соблюдать основы безопасности при организации опытов .

Методы и приемы :

Социоигровые ситуации

Художественное слово

Продуктивная деятельность

Опыты

Предварительная работа :

Игры «Опиши птицу »

Рассматривание иллюстраций

Рисование птиц

Лепка птиц

Организация развивающей среды :

1. Коробка для лабораторных исследований

2. Перья маховые , пуховые, крылья

4. Весы, молнии

5. Схемы пера, крыла, полета птиц , хвостов

6. Пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло

7. Лупы, проволока, кисточки, салфетки

8. Ножницы, клеенка

10. Гуашь, силуэты птиц в полете

11. Цветные перья

1 часть. Вводная.

Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований (читает детям)

Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают) . Загадываю загадку

«По лесу летало, в воде болтыхалось.

В воду упало и сухим стало»

Дети отгадывают – перо.

Открываю, показываю., да, это перо.

Чье это перо?

Как вы думаете какую роль играют перья для птиц . Давайте попробуем найти ответ.

Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке. (символ Сова) и исследовать как устроено перо .

Дети усаживаются за столами.

Чем отличаются птицы от животных ? Людей?

Они умеют летать.

Ставлю на доску схему оперения птиц .

Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев . Птицы , единственные на земле имеющие перья .

А за счет чего летают птицы ?

У них есть крылья (схемы крыльев, полета)

Показ крыльев от разных птиц .

Одинаковые ли они? (птицы разных размеров , цвет пера разный)

А сейчас посмотрите на свои крылья, которые приготовил вам профессор Знайка для исследований.

Ищем отличия (цвет, различия)

Найдите самое длинное перо.

Это перо называется «маховое» . Эти перья расположены по краям крыльев.

Рассматриваем.

Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Обследуем пальчиками.

Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на руку перо, на другую – камень.

Делают вывод – легкое.

Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.

Делаем вывод.

Подбросьте перо. Что вы видите?

Падает медленно, плавно кружась.

А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.

Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?

Когда птица машет крыльями , перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.

Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их .

(схема пера,)

Опыт с молнией .

Закрепляем, что это перо «маховое»

А какие перья лежат у вас ещё ?

Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

Зачем такое перо птице ?

Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?

Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

Находим пуховые перья на крыльях .

- Перья на хвосте называются «рулевые» . они помогают менять направление полета.

Схемы хвостов.

Так зачем птицам перья ?

Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.

А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают ? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья .

Давайте проведем эксперимент.

У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода» .

Ребята, а что может случиться с птицами , если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее) . Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде.

Они могут погибнуть (картинка)

Потому, что птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья . Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают .

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо)

Перо стало тяжелое, слиплись волоски.

Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.

А где в быту нам может пригодиться перо?

Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)

Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев ) .

Ими украшают шляпы, одежду.

Пуховыми перьями набивают подушки , одежда, куртки (легкие, теплые) .

А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы в полете (гуашью) .

О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора Знайки?

О том, как устроены птичьи перья и их назначение .

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях , тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.

О птицах много знаем мы ,

И в то же время мало,

И нужно всем : и вам и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе, мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых,

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых .

Комбинезоны и куртки, ботинки и сапожки, сумки и кошельки, палатки и рюкзаки, все это чудесным образом легко и просто застегивается, если есть застежка-молния .

(изображение принципа работы застежки-молнии скопировано со знаменитой Википедии )

А знаете ли вы, чтопервая застежка-молния была изобретена более ста лет назад и имела несколько другой принцип действия, чем сегодня?

Первая застежка-молния состояла из двух цепочек, с крючочками и дырочками, цепляющимися друг за друга при помощи подвижного ключа — язычка.

«Застежка для обуви» — так назвал свое изобретение американец Уайткомб Джадсон. Предназначалось изобретение для больного друга, который повредил спину, спасая во время пожара девочку. Ему было очень трудно зашнуровывать ботинки и он попросил друга-изобретателя придумать что-нибудь, облегчающее процесс обувания.

Так гласит легенда, а как было на самом деле мы не знаем, как не знаем и того, что подсказало изобретателю принцип работы застежки? Может строение птичьего пера?

Ведь птичье перо имеет соединения, очень похожие на соединения застежки-молнии. Вот только, к сожалению, разглядеть их можно только под микроскопом.

От стержня пера в обе стороны отходят бородки, образуя опахало пера. От бородок также в обе стороны отходят ответвления – бородочки. В устройстве этих бородочек таится главный секрет прочности птичьего оперения: часть бородочек имеет крючочки, которые цепляются за другие бородочки без крючочков, но с желобком на краю.

Таким образом, отдельные бородки прочно сцепляются друг с другом, образуя густую и прочную пластинку-сетку. Получается, что отдельные элементы птичьего пера прочно соединяются друг с другом, практически также как и части застежки-молнии.

В каждом пере, если рассматривать его под микроскопом, можно насчитать сотни тысяч бородочек и миллионы их ответвлений с крючочками.

И хотя, возможно у вас нет микроскопа, проведите со своим ребенком исследование птичьего пера.

Для этого вам потребуется контурное птичье перо (как на фото), его легко можно найти в парке или на птичьем дворе.

Проведите пальцами по опахалу. Чувствуете, что бородки достаточно крепко держаться друг за друга?

А теперь попробуйте оторвать отдельные бородки. Получилось? При этом пришлось затратить некоторое усилие, чтобы крючочки выскочили из желобков.

Теперь попробуйте восстановить соединение, для этого указательный палец расположите снизу, а большой сверху пера, и, сжимая пальцы, проведите ими вдоль разрыва бородок, как будто застегиваете застежку-молнию. Если перо не слишком потрепано, восстановить соединение удастся. А если не получается, значит, крючочки уже сломались, ведь они такие хрупкие.

Птицы восстанавливают соединение бородок, «застегивая» их с помощью клюва. Чтобы «застежка» работала исправно, птица тщательно ухаживает за своими перьями. О том, как они это делают, расскажу в другой раз.

А напоследок хочу отметить, что не всегда бородки перьев сцеплены между собой. Так, например, не имеют крючков бородки пуховых перьев или бородки в самой нижней части пера — это пуховая часть опахала, функция которой – удерживать у кожи слой воздуха.

Не имеют крючков бородки перьев отдельных птиц, например, страусов. Такие перья называются рассученными и отличаются особой мягкостью и красотой.